Владелец ГК "Арсенал–Недвижимость" Виктор Лаптев: "Образование — фундамент экономического развития страны"

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Владелец ГК "Арсенал–Недвижимость" Виктор Лаптев создает в жилых комплексах, построенных компанией, школы с усиленными учебными программами. О том, почему девелоперы должны уделять внимание не только количеству мест в школах, которые строятся в новых кварталах, но и качеству образования и кто в ответе за появление новых Менделеевых, Виктор Лаптев рассказал в интервью "Деловому Петербургу".

Каким был ваш первый проект в школьном образовании?

— Я сам по образованию инженер. И мне всегда было непонятно, почему про инженеров, физиков, химиков нет книг, фильмов. И вообще эта сфера научной деятельности в последнее время как–то непопулярна.
Мой любимый научный деятель — химик Дмитрий Иванович Менделеев. И когда мы строили школу в квартале "Солнечный", в Мурино, то я подумал, что надо бы сделать школу с углубленным изучением химии. Кроме того, мы изначально запланировали назвать бульвар в честь Менделеева, поставили ему памятник и договорились со школой, что ее назовут именем Менделеева.
Мы, в свою очередь, закупили для школы химическое оборудование, что поможет давать углубленное образование в области химии.

Эта история получила продолжение?

— Если в Мурино мы сделали химическую школу, чтобы дети тянулись к химии, физике и математике, то над направлением школы в "Энфилде" думали долго. Мы учитывали, безусловно, название и общий стиль проекта, поэтому решили, что там будет школа с углубленным изучением английского языка. Пока еще не совсем понятно, как это будет реализовано на практике. Существует общая система английских спецшкол, но мне бы хотелось сделать что–то необычное. Например, чтобы преподавание велось носителями языка. Правда, есть вопросы, например, с точки зрения достойной оплаты труда — ведь это государственная школа, а не частная, и существует единая тарифная сетка у комитета по образованию. Кроме того, преподавателям нужно где–то жить. Возможно, следует закрепить в квартале две–три квартиры за школой или непосредственно за учителями, однако для этого нужно проработать соответствующий механизм.
Но у нас еще есть время. Строительство школы завершится к концу 2019 года, а значит, первый звонок прозвенит 1 сентября 2020 года. К тому моменту уже будут введены и первые четыре дома в квартале "Энфилд", так что развитие инфраструктуры идет параллельно со строительством жилья.

Есть ли поддержка ваших проектов со стороны региона?

— Нас поддержал комитет по образованию Всеволожского района — сначала при создании химической школы в Мурино, потом английской — в Буграх. Мне предложили даже войти в попечительский совет школы в "Солнечном", чтобы вместе придумывать, как улучшать образование и давать детям лучшие знания. Думаю, что и на уровне правительства Ленобласти тоже никто не возражает, чтобы появлялись специализированные школы.

А кадров для школ такого уровня хватает?

— В специализированных школах многое зависит от директора, именно он задает тон коллективу. Ирина Федоренко, председатель комитета по образованию Всеволожского района, уверена, что удастся найти директора, который справится с задачами английской школы.

Вы будете и дальше курировать эти школы?

— Обязательно, ведь проект важно не только создать. Надо, чтобы он жил и развивался.

Почему вы считаете, что надо создавать именно специализированные школы?

— У ребенка в сознании сразу будет закладываться программа обучения в правильном направлении. А когда всего по чуть–чуть — это неправильно. На мой взгляд, специализация лучше.
Например, если ребенок учится в химической школе, перед которой стоит бюст Менделеева, то он сразу будет понимать, что химию должен знать на пять, а потом без проблем поступит в Технологический институт, в Военмех, в другие профильные вузы. И коллектив учебного заведения изначально формируется по–другому. Например, директор школы в Мурино подобрала очень хороших учителей химии.

Какие еще направления для специализации вы считаете перспективными?

— Физика, биология, программирование.

Школа с уклоном в программирование была бы очень востребована.

— У меня была мысль договориться с Google, чтобы они составили план обучения программированию для школ. Например, чтобы один час программирования был ежедневно и дети с 10 лет уже могли его изучать.
Главное, сделать эту программу нескучной, ведь самое важное — заинтересовать детей. Поэтому преподавательская деятельность очень сложна.
Есть только три профессии от бога: учить, лечить и судить. И "учить" стоит, как правило, на первом месте.

В каком жилом комплексе может появиться такая школа?

— В Ariosto, но, в отличие от описанных выше проектов, он строится не в Ленобласти, а в Приморском районе Петербурга.
Вот мы с вами беседуем, а мне пришла в голову мысль поговорить с Касперским или в "Яндекс" съездить. Может неплохо получиться.

В Петербурге есть несколько знаковых школ, общепризнанных лидеров: 239–я, 30–я, Классическая гимназия. Могут ли появиться новые школы такого же уровня — государственные или частные?

— Появляются очень неплохие частные школы. Например, в Центральном районе есть частная начальная школа "Квадривиум", которая готовит к поступлению в 239–ю. Наилучший пример частной школы — это "Хорошкола" (Хорошевская школа) в Москве, которая мне очень нравится. Это гимназия с углубленным изучением естественных и физико–математических наук, которую концерн "КРОСТ" построил в районе Хорошево–Мневники, — это должен быть пример для всех девелоперов.
Кстати, идея нашей школы имени Менделеева, к слову, государственной, появилась раньше, чем я узнал про "Хорошколу", которую сейчас эксперты называют самой лучшей школой страны.

Как вы оцениваете уровень образования в Петербурге и Ленобласти?

— Я считаю, что правительство и города, и других регионов должно уделять больше внимания качеству образования. Ведь образование детей — это фундамент экономического развития страны.
Хотя, например, Герман Греф считает, что такие математические школы, как 239–я или 30–я, не нужны, я с ним не согласен. На мой взгляд, таких школ должно быть много. Преподаватели же этих учебных заведений говорят, что достаточно только двух на весь город.
Я не преподаватель, но население города растет, и почему бы пропорционально не увеличивать количество таких школ — в городе можно открыть еще две как минимум.

Но ведь новые школы в районах новостроек появляются.

— В новых районах уделяют внимание количеству мест, а про качество образования никто не задумывается. И мы были в числе первых, кто вообще стал об этом думать.
Для большинства девелоперов это просто исполнение обязательств, которыми они платят за право строить. И еще господствует мышление, что школа должна быть обычной. Мы нарушили эту традицию, создав нашу школу имени Менделеева.
Я считаю, что девелоперы, особенно те, которые занимаются комплексным освоением территории, должны думать и о наполнении школы. А не только о количестве мест.