Свой премьер. Нужен ли Петербургу глава правительства

Автор фото: ТАСС
На неделе официально подтвердилась первая отставка в правительстве Петербурга. Кресло покидает вице–губернатор Михаил Мокрецов. На фоне подготовки к принятию во втором чтении бюджета города и критики финансово–экономической политики последнего времени отставка выглядит логичной — а не просто первой из само собой разумеющихся.
Но что дальше? Стоит ли ждать изменений в структуре управления городом?
Можно выделить две темы из первой линии повестки дня. Это блок внутренней политики и блок экономики. Оба разделены сейчас между несколькими начальниками.
Начнем с внутренней политики. Официально за нее отвечает вице–губернатор Константин Серов. Но ему подчинены далеко не все профильные структуры. Более того — по сути, подчинены только комитет территориального развития и комитет по молодежной политике.
Но комитет по печати и взаимодействию со СМИ, а также пресс–служба Смольного отданы на откуп его коллеге по правящему кабинету, Александру Говорунову.
Нет сомнений, что в предвыборный период наведение порядка в блоке внутренней политики — очевидный шаг.
Еще хуже дела обстоят дела в экономическом блоке — он разрознен. Комитет по инвестициям курирует лично губернатор. Промышленная политика вместе с инновациями, как и ведомство по развитию предпринимательства, отданы Сергею Мовчану — при том, что комитет по экономической политике находился в зоне ответственности покинувшего нас Михаила Мокрецова.
О сценарии кадровых изменений можно судить по новым назначениям. Любовь Совершаева, занявшая должность руководителя аппарата губернатора, в полпредстве СЗФО курировала как раз внутреннюю политику. Ирина Ган стала советником по связям с общественностью. Юлия Аблец — советником по молодежной политике. Вот и первый блок. Советник по экономике и финансам Евгений Елин, а также советник на общественных началах Владимир Княгинин — второй.
Но только ли тактическими шагами ограничится возможная реформа исполнительной власти Петербурга? Последнее время на разных уровнях — и в разных регионах — звучит идея разделения должностей главы субъекта и председателя его правительства.
Пока что в стране с переменным успехом работают обе схемы. Одна подразумевает соединение в одной должности главы региона и руководителя правительства (Петербург — один из примеров, коих большинство). По другой должность главы кабинета существует как отдельная единица, и она активно применяется в национальных республиках.
Но не только национальный колорит важен. Закон о разделении полномочий при Сергее Шойгу был принят в Московской области (правда, нынешний глава региона Андрей Воробьев обратно замкнул оба функционала на себя). В конце 2016 года в Ульяновской области был принят закон, прописывающий разделение должностей. А вот в Свердловской области в том же году их, наоборот, объединили. Сейчас разделение есть в Иркутской, Вологодской, Ярославской и других областях.
Вопрос: не пойдет ли в стратегической перспективе и Петербург по такому пути? Подобный эксперимент даже почти состоялся однажды и на наших болотах: в 1996 году, когда на должность председателя правительства при губернаторе Владимире Яковлеве претендовал Вячеслав Щербаков, первый вице–мэр Анатолия Собчака (снял свою кандидатуру на выборах в пользу Яковлева).
Конечно, данный проект, если он будет востребован, — не реформа завтрашнего дня. Но иногда идеи возвращаются в новом обличье и с новой силой.
Так что ждем перемен.