Спасибо Ленину за это. Почему выставку "Несбывшийся Петербург" нужно сделать вечной

Автор фото: spbmuseum.ru

Выставку "Несбывшийся Петербург" надо сделать вечной и приписать к названию "по счастью".

Бывают ли выставки о счастливой судьбе? Очень редко. Но, представьте себе, это возможно и, более того, невероятно актуально! Эту выставку хочется попросить перенести в Смольный навсегда, чтобы каждый день напоминала о том, как Петербургу когда–то повезло.
А именно: сделать вечной нужно выставку, расположенную сейчас в Иоанновском равелине Петропавловской крепости. В оригинале называется "Несбывшийся Петербург". Наверное, забыли добавить только "по счастью". Так было бы точней и поучительней. На этой выставке показаны проекты зданий, проектировавшихся в Петербурге в начале XX века. Часть из них была даже утверждена, но по тем или иным причинам не случилась. Главная причина — начавшаяся Первая мировая война. Стройки отложили, ну а потом пришла самая культурная власть на свете — и речи о таком ужасе уже не было.
Такое количество кошмаров, как на этой выставке, и представить себе сложно. Вроде бы и знаешь об этих проектах, но сумма так впечатляет, что выскакиваешь с выставки быстро и радуешься. Дума на Марсовом поле, Госбанк на Михайловской площади (ныне Искусств), концертный зал на намывной прибавке к стрелке В.О., наземное метро над центральной частью города. Уже этого достаточно, чтобы выбить остатки веры в здравый смысл предреволюционной эпохи. Дума классическая ничем не лучше неорусской, масштаб настолько зашкаливает, что боязно становится за архитекторов — что же у них там в головах крутится, если такое возможно? Или желание реализоваться превозмогает все, а уважение к предшественникам на нуле. Ну а про концертный зал вообще хочется умолчать. Это такой модерновый мегаутюг посреди Невы, внешне смахивающий на Витебский вокзал.
Но удивительны не только проекты отдельных зданий, но и сам уровень градостроительного мышления: наземное метро на уровне третьего этажа центральных проспектов или идея засыпать канал Грибоедова (тогда еще Екатерининский) парадоксально нелепы. Как и план преобразовать всю часть города за Фонтанкой по оси Измайловского. Примеры множатся, но сути дела не меняют. И как повезло площади Искусств, что осталось место для Пушкина и его не занял Александр II.
Радуешься только тому, что буйный капитализм и торжествующий национал–шовинизм в Петербурге отложились на 100 лет. За это время все–таки возникла служба охраны памятников. Она, конечно, может уходить в сторону по всем главным вопросам, особенно касающимся государственных строек (и тогда ей никаких стен Росси или Никольского не жалко). Но все–таки худо–бедно эта служба есть, есть градозащитники, есть хоть какое–то общественное мнение. Несильное, но по мелочам громкое.
Но главное: 100 лет дали паузу, и классический центр практически во всем сохранился, даже война его от самого худшего укрыла. Людьми пожертвовала, а городом — нет. Судьба, как мы знаем, вещь временами и жестокая тоже. Худшее началось лишь после ухода со сцены не только советской власти, но и сгенерированной ею слабой демократии. А дальше стали возможны "Лахта центры" и высотки на Неве. Впрочем, если бы Думу на Марсовом построили, то и "Лахта центр" уже не пугал бы.
Есть, правда, одно но. Важное! Часть проектов была остановлена даже после утверждения императором. Против них могла выступить и выступала Городская дума. И проект многослойного метро посреди улиц, и идея засыпать канал Грибоедова были отклонены именно Гордумой. В случае с каналом как раз после высочайшей апробации проекта. И это стоило бы на выставке выделить (особенно при переносе экспозиции в Смольный, а по этому случаю лучше даже в Мариинский дворец). Если одна ветвь власти отключает думающую функцию, то вторая должна демонстрировать бдительность. Не сервильность, а бдительность на страже городских интересов. А к ним относится и сохранение классического облика центра. Такой стройной и ясной архитектурной системы города, как у нас, нет ни у кого. И потому это — главнейший интерес власти. А с другой стороны — и шанс помогать судьбе. Ведь, согласитесь, наши отношения с ней так непредсказуемы, что это редкость. Она была добра к городу. Надо и дальше управлять Фортуной!
А потому первый шаг — отменить строительство Верховного суда справа от стрелки В. О. На этой выставке есть проекты для Ватного острова, но ни один из них так не сокрушителен, как нынешний.
Ну а второй — построить модель башни III Интернационала. И закрыть дискуссии о современности. У нас будет первое главное здание новой эры в истории человечества, а потому других и не надо.