Соседи держат марку. Петербургские логисты ждут шанса заработать на маркировке алкоголя

Автор фото: Верещагина Лидия
Контейнеры с импортным алкоголем прибывают в Россию исключительно транзитом через соседние страны. По закону без наклеенных акцизных марок такую продукцию на территорию РФ не пропускают. Производители далеко не всегда клеят марки, и импортеры вынуждены прибегать к услугам специальных фирм, в основном в Литве и Латвии. Данная схема действует уже много лет и не меняется, несмотря на намерения переориентировать грузопотоки из стран Прибалтики в порты РФ.

Обходные пути

Около 3,5 млрд рублей, по подсчетам НП "Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела" и ВЭД "Гермес", российские импортеры платят бизнесменам в странах Прибалтики за услуги по маркировке алкогольной продукции. В похожую сумму обходится хранение товаров на территории транзитных стран.
Дело в том, что немалая часть зарубежных производителей алкоголя не берутся наклеивать российские акцизные марки на своих заводах. Как объясняет глава Информационного делового центра Петербурга за рубежом Дмитрий Васильев, рынок РФ не столь велик и значителен, чтобы иностранные компании подстраивались под выставленные требования.
Так, наклеить марки на производственной линии поставщика можно только при определенных условиях: наличии оборудования, его оперативной переналадке, определенной скорости линии и, главное, ограниченном ассортименте и большом объеме. Если договориться с заводом не удается, импортер наклеивает марки на специализированных складах.
Как рассказывают сами импортеры, обычно это делают в Литве и Латвии, реже в Польше. После недавнего ввода обязательного помарочного учета дистрибьюторам, скорее всего, и вовсе придется отказаться от маркировки у производителей. "Импортерам удобнее отправлять марки в одну точку, а не часть в Ирландию, часть в Испанию. В том числе и по этой причине маркировка производится в Прибалтике", — объясняет президент ГК "Вилаш" Машкюр Гасымов.
В 2017 году, по данным ФТС, импорт алкоголя в РФ составил $2,1 млрд. Продукция на $1,1 млрд прошла через Латвию и Литву, подсчитали эксперты "Гермеса". Прибалтийские компании, предлагающие услуги по маркировке алкоголя, на запросы редакции не ответили.
В Центральной акцизной таможне (ЦАТ) ФТС "ДП" заявили, что за тем, куда именно направляются марки, не следят. "Для нас самое главное — чтобы товар попадал на территорию Россию уже омаркированным", — сказали в ЦАТ.

Для своего же кармана

Опрошенные "ДП" импортеры единогласно выразили заинтересованность в переносе маркировки продукции на территорию России. "Пересылка акцизных марок к месту оклейки, таможенная очистка этих марок в стране назначения, ошибки и брак оклейщиков — все эти риски ложатся на импортера", — отмечают в компании "Ладога Дистрибьюшен". Допуск маркировки на территорию России, по словам импортеров, позволил бы сократить расходы на отправку марок и стикеров, обработку и оклейку грузов на зарубежных складах, системную интеграцию провайдеров услуг за рубежом. Сократилось бы и время на доставку продукции.
Сейчас алкоголь на территории России хранится обычно у самих дистрибьюторов. Складские операторы ответственное хранение и дополнительные услуги, как правило, не предлагают, рассказал глава агентства SPB4RENT Антон Шулико. "Операторы боятся контрафактной или неверно оформленной продукции. Это может грозить потерей лицензии и штрафом", — отметил эксперт.
"Мы везем продукцию через Латвию или Литву, потому что у нас по закону не остается других вариантов", — рассказал "ДП" Иван Шишкин, генеральный директор компании–дистрибьютора First Federation.
В ряде случаев транспортировка становится дороже, так как усложняется логистика, отмечает Юрий Ковалев, заместитель генерального директора логистической компании "Восход". "Если идет новозеландское, аргентинское вино, то удобнее было бы отправлять его напрямую в порт Петербурга, — отмечает он. — Но из–за закона товар следует через Ригу или Клайпеду. Оттуда груз идет в Россию уже автомобильным транспортом. Это влияет на конечную цену товара. В результате российский потребитель платит больше, а выгоду получают прибалтийские компании".

Виски, вино и закон

Чтобы решить вопрос с допуском маркировки в России на законодательном уровне, участники рынка подготовили поправки в закон (есть в распоряжении "ДП"), регулирующий производство и оборот алкоголя. Они предлагают разрешить владельцам таможенных складов маркировку в морских пунктах пропуска. "Белоруссия уже перенесла оклейку на свою территорию. Это не только существенно упростило логистику, но и позволило создать дополнительные рабочие места", — отмечают в компании Simple. Предложение было передано комитету Госдумы по экономической политике. Как сказали в комитете, проект пока официально не внесен.
У поправок есть и противники. "Маркированную продукцию легче отследить. При ввозе есть риск, что товар растворится в России, при этом никто не понесет ответственности за это", — считает Александр Горошилов, генеральный директор ООО "ФБА" (крупнейший таможенный брокер РФ алкоголя, по данным АГ VED–STAT.RU).
Сейчас мест, где можно было бы организовать маркировку алкоголя в городской части порта Петербурга, не много, рассказывает Евгений Кошкаров, вице–президент ГК "Аривист". По его словам, есть лишь два склада, обладающих необходимым таможенным статусом, где теоретически можно проводить какие–то операции с грузом до их таможенной очистки. Остальное — склады временного хранения.
Впрочем, большими свободными площадями располагает удаленная от города часть порта — Бронка. Весной ООО "Феникс" (оператор терминала) заявило о планах по созданию здесь таможенного склада.
Разрешение на маркировку алкоголя в России позволило бы вернуть российским стивидорам, по оценкам аналитиков "Гермеса", около 17 тыс. контейнеров в год, что для небольших транспортных компаний было бы ощутимо. Но эти цифры несравнимы с тем, какой доход бизнес мог бы получить на самой оклейке и хранении груза.
Импортеры вынуждены оплачивать услуги по оклейке товара за рубежом, отправку акцизных марок, организовывать командировки сотрудников, чтобы запускать новые процессы оклейки и контролировать существующие. В процессе маркировки алкоголя в Прибалтике и других странах ЕС задействовано много персонала. То есть оклейка вне России и усложнение этого процесса поддерживают создание в этих странах дополнительных рабочих мест. А помарочный учет потребует практически в 2 раза больше персонала.
Дмитрий Забаров
директор по управлению цепями поставок ГК Simple
Где наклеивать акцизную марку — вопрос философский. Ни на заводе, ни в Прибалтике это не сделают бесплатно. В Латвии, Литве условия сейчас оптимальны — там есть складские площади, рабочая сила в этих странах дешевая. В целом, если маркировка алкогольной продукции будет возможна на территории России, импортеры смогут заинтересоваться этим. Главное, чтобы была предложена привлекательная стоимость услуги, чтобы сходилась логистика. Однако лично я не уверен, что на российской территории маркировка алкоголя все–таки будет дешевле и удобнее, чем в Прибалтике. К тому же до сих пор одним из самых проблемных вопросов остается сохранность груза.
Андрей Шмидт
управляющий партнер Schmidt & Schmidt