Летом вступил в силу закон об обязательной сертификации отопительного оборудования — это серьезная победа лоббистов российских производителей. Теперь, если у импортеров радиаторов нет российской сертификации, их продукцию запрещено не то что продавать, но и ввозить в страну. Эксперты уверены: это позволит отечественным предприятиям увеличить свою долю на рынке. Сейчас она всего 30%.
За реализацию несертифицированных радиаторов — в том числе ввезенных до вступления в силу 27 июня 2018 года новых правил — торговые сети DIY ждет штраф 100–300 тыс. рублей. Так же накажут и монтажные организации, если они работают с несертифицированным оборудованием при строительстве или капремонте зданий. Если повторно выяснится, что подрядная организация устанавливает несертифицированные приборы, ее деятельность может быть приостановлена на срок 2–3 месяца.
Российские производители уверены: введение обязательной сертификации неизбежно приведет к структурным изменениям на рынке и сужению ассортимента отопительного оборудования. В первую очередь с рынка пытаются вытеснить главного импортера — Китай.
По данным ФТС, общий объем поставок китайских радиаторов в 2017 году — около 2,6 млрд рублей. До вступления в силу нового закона доля отечественных товаров на рынке составляла менее трети. В Петербурге один производитель отопительного оборудования — АО "Фирма Изотерм" (на фото — его гендиректор Виктория Нестерова).
Такое скромное достижение российские игроки объясняют тем, что до сих пор на радиаторы и батареи отопления действовала добровольная сертификация. По их словам, на рынке было много товаров, реальные характеристики которых не соответствовали указанным в документах.
"Покупатель видел два радиатора с одинаковыми показателями мощности, но с совершенно разной стоимостью: один, условно, за 1 тыс. рублей, другой — за 300 рублей. Покупатель не задавался вопросом, почему так, и его выбор был в пользу того, что дешевле", — сетует представитель отечественного производителя радиаторов.
Китайское тепло
Однако трудности при получении российской сертификации коснутся и добросовестных импортеров.
По словам топ–менеджера одного из производителей радиаторов в России, сертификат обошелся его предприятию в сумму около 10 млн рублей, при этом документ для иностранных производителей будет стоить дороже и для его получения придется потратить больше времени и сил. Например, иностранная компания вынуждена будет оплатить командировочные российским специалистам, чтобы те приехали с проверкой на предприятие.
Судя по данным ФТС, прогнозы отечественных лоббистов начали сбываться: в июне 2018 года импорт радиаторов из Китая вырос на 20% в долларовом выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вероятно, китайские производители стремились воспользоваться последней возможностью реализовать отопительное оборудование без сертификации. А уже в июле и августе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снижение составило 30 и 35% соответственно.
Виктория Нестерова, генеральный директор АО "Фирма Изотерм", рассказывает, что российские предприятия не выступают конкретно против китайских поставщиков. По ее словам, закон направлен на борьбу с некачественными изделиями. "Нам известно, что в Китае есть ответственные производители, но их, условно, всего два. А к нам свою продукцию помимо них везут еще 10 компаний оттуда", — рассказывает она.
"Неизвестный" закон
Производители отопительного оборудования сомневаются в том, что сейчас все ретейлеры хотя бы знают новые правила и уж тем более — придерживаются их. Безымянные китайские радиаторы, по словам отечественных производителей, обычно поставлялись в большие строительные гипермаркеты в качестве продукции низкого ценового сегмента. Ретейлерам, по мнению некоторых производителей, может быть невыгодно очищать твои полки от товаров суперэкономкласса, даже если характеристики теплоотдачи таких изделий не соответствуют заявленным в сопровождающих документах. Покупатель не проверяет самостоятельно, сколько реально ватт вырабатывает купленный им радиатор.
Кроме того, потребителю может показаться, что цены на отопительное оборудование выросли, так как в магазинах не останется дешевых изделий.
Новый повод проверить
Однако представители крупных торговых сетей DIY, опрошенные "ДП", говорят о том, что хорошо знакомы с законом об обязательной сертификации радиаторов. Они отмечают, что в работе средних и крупных сетей ничего не изменится — они якобы требовали сертификаты от производителей и раньше, когда еще система имела добровольный характер.
"Несомненно, ужесточение правил сертификации направлено, по мнению законодателя, на обеспечение большей безопасности для потребителя. И, скорее всего, это именно так. Другое дело, что происходит после принятия таких изменений. Например, это дополнительные затраты для производителя, что может привести к росту цены товара и не очень приветствуется потребителем", — считает Мария Евневич, член совета директоров ООО "Максидом".
При этом некоторые строительные ретейлеры увидели в этом законе и негативное — еще одно основание у контролирующих органов зайти с проверкой в торговые сети. Представитель петербургской компании, которая постоянно выигрывает тендеры на поставку и установку радиаторов в бюджетных учреждениях города, рассказывает, что сейчас на складах лежат радиаторы, которые были ввезены в страну еще до начала обязательной сертификации. "Реализовать их уже невозможно, что с ними делать дальше — непонятно", — жалуется он.
Тем не менее Виктория Нестерова рассказывает, что лишь один DIY–ретейлер в Петербурге, с которым работает ее компания, потребовал у них обязательный сертификат на продукцию.
Испытания
Сейчас в России всего четыре организации, которые могут испытывать тепловое оборудование: ОАО "НИИсантехники", ОАО "НИТИ "Прогресс", МГСУ и Certification Group.
Максим Галькевич, представитель ОАО "НИИсантехники", отмечает, что за последние несколько месяцев, до вступления закона в силу, количество импортного оборудования, которое приходилось испытывать, выросло.
"В иностранных компаниях понимают, что их партию не пропустят на таможне. Не будет сертификата — все, шлагбаум упал. При этом были случаи, когда мы получили отрицательный результат при испытании и не выдавали документ о сертификации. Задача обязательной сертификации — не убить игроков на рынке, а навести на нем порядок. Если данные в технических паспортах не соответствуют результатам испытания, то клиенты корректируют свои официальные характеристики или переделывают оборудование, чтобы на рынок оно попало с честными данными. Практически все приборы из Китая приходили с очень большим завышением показателей в технических паспортах. Если реально тепловой поток их изделия 130 Вт, то они заявляли, допустим, 200 Вт", — рассказывает он.
В испытательных лабораториях тестируются три образца каждого модельного ряда. Заключение выдается на модельный ряд, то есть за сертификацию каждого типа радиатора платить не нужно. В среднем вся процедура, по словам участников рынка, занимает около полутора месяцев.
Передел рынка
Отечественные производители с оптимизмом смотрят на меняющиеся показатели импорта радиаторов. По их данным, на рынке можно проследить снижение объемов ввоза отопительного оборудования от года к году.
Так, например, из отчета Ассоциации производителей радиаторов отопления (АПРО) следует, что в стоимостном выражении только за первое полугодие 2018 года в сравнении с аналогичным периодом 2017–го ввоз стальных панелей радиаторов снизился примерно на 40%.
"Сейчас задача российских производителей — поменять соотношение отечественного и импортного оборудования в прямо противоположную сторону", — объясняет Максим Галькевич. Темпы по импортозамещению в этой области оказываются высокими, и российские игроки планируют к 2021 году завоевать как минимум 60% рынка, при этом инвестировав около 7 млрд рублей в свои производства.
В контексте
"Радиаторы отопления купить дешево" — поисковый запрос пользователей интернета как главная, вероятно, надежда тех, кто до наступления июля ввез в страну батареи отопления, чтобы успеть заработать на разнице между ценой лицензированного и дешевого товара.
На самом деле раз дистрибьюторы и просто перепродавцы за короткий срок резко ввезли на 25% больше радиаторов, чем раньше, — значит, знали, на какой именно черный рынок будут толкать. Крупные сети вряд ли станут связываться с продажами импортной контрабанды, а вот мелким магазинам и большим розничным и мелкооптовым рынкам стоит приготовиться. Хотя на одном из крупных рынков, например, "ДП" заявили, что вообще не понимают, о чем речь.
"Это нормально. На любом рынке официально торгуют только лицензированным товаром, не мешочники же там собираются, в самом деле, — рассуждает знакомый мелкий предприниматель. — Другое дело, что ловкие рабочие строительных компаний, толкачи конфиската и прочей контрабанды знают выходы на тех продавцов, кто даже в обход собственника ларька сможет сбыть что угодно. Знаете, как со складов компаний люди несут? Со страшной скоростью. Оттуда, где есть хоть какая–то лазейка".
Другой предприниматель, можно сказать, подает идею для стартапа, рассказывая веселую историю о приятелях, пытавшихся лет пять назад продать партию конфискованных кнопочных телефонов. Полсотни коробок с аппаратами странным образом оказались вообще без каких–либо документов. Приятели сообразили погуглить, нашли онлайн–магазинчик, связались с владельцем, тот за полцены оторвал конфискат с руками. "А сколько, говорите, стоит в среднем эта китайская комнатная батарея? — переспрашивает собеседник "ДП". — За 25% от стоимости готов погуглить".
Через "Авито", "Юлу" или подобные агрегаторы бесплатных объявлений вряд ли получится продавать уже ввезенные и ставшие нелегальными радиаторы большими партиями, рассуждает предприниматель. Но, если партия действительно стоящая, создать наскоро сайт магазина без возможности оплаты онлайн будет стоить максимум тысяч тридцать–сорок. "Докиньте денег на СЕО–продвижение сайта в поисковиках, страничку "ВКонтакте" с таргетированием постов — общий бюджет проекта вряд ли выйдет за 60–70 тыс. рублей", — продолжает свою теорию собеседник.
"Если торговля по ценам на 10–15% ниже, чем в сетях DIY, пойдет хорошо, — мечтает продвинутый бизнесмен, — можно по окончании большой партии переходить на легальные радиаторы. Все уже привыкнут к магазину, появится лояльный покупатель, и никто даже не пойдет куда–то с просьбой заблокировать лавочку".
“
Прежде всего введение обязательной сертификации коснется небольших подвальных магазинов, которые сейчас продают самое дешевое отопительное оборудование. В целом принятие закона, безусловно, положительно скажется на рынке за счет уменьшения доли контрафактной продукции, а также радиаторов самого низкого качества. Это, в свою очередь, должно снизить количество аварийных случаев, причиной которых является отопительное оборудование.
Алексей Федоров
управляющий партнер ГК "220 Вольт"
“
Мешать развиваться на рынке могут и компании со скрытым субсидированием — они готовы играть ниже рынка. В этом случае ты пролетаешь, и никакие механизмы ВТО не действуют. Конечно, надо защищаться. Но я против любой необдуманной административной защиты. В данном случае пролоббировали сертификацию. Главное, чтобы она не покупалась за деньги и была честной, прозрачной и технически обоснованной. Самое страшное — девальвировать ситуацию. Если в итоге на российском рынке будет повышено качество товара и появится честная конкуренция, то я поднимаю руку за.
Сергей Цыбуков
генеральный директор ООО "НПО по переработке пластмасс им. "Комсомольской правды"