Оба два. "Главная выставка Гилберта и Джорджа" в Helsinki Art Museum

Автор фото: ТАСС

 

После распада СССР Хельсинки, как и Петербург, был провинцией на карте современного искусства. Петербург так ею и остался — с нашим самобытным музеем "Эрарта", тремя с половиной галереями и нелепой "Манифестой". В Хельсинки и окрестностях тем временем появились "Киасма", ЕММА, Кунстхалле, "Амос Рекс" и HAM. Последний — Helsinki Art Museum — нечто наподобие нашего Манежа, только с постоянной экспозицией, дополняемой временными. Это недавний проект, зарекомендовавший себя выставкой Ай Вейвея, ретроспективой современного граффити и блокбастером о финском модернизме. Недавно в нем открылась "Главная выставка Гилберта и Джорджа". Дэвид Бирн как–то на вопрос, кто лучший рок–музыкант в мире, ответил ничтоже сумняшеся: "Я". Куратору проекта в HAM ложная скромность тоже не пристала.
В двух залах HAM в самом деле можно увидеть ключевые проекты британского дуэта, начавшего карьеру еще в 1960–е, — монументальные фотоколлажи, выполненные с 1991 по 2016 год. По наследству от той бурной эпохи им достались публицистичность, провокационность, экспериментальность и азарт проживания искусства в реальном времени собственной биографии. Гилберт и Джордж всегда говорят о злободневных темах, будь то военные конфликты, легитимность сексуальных меньшинств или терроризм. Это искусство одной из мировых столиц: полвека художественной карьеры они верны Лондону. Ну а поскольку мегаполис этот столь велик и хаотичен, что распадается на множество Лондонов, Гилберт и Джордж прикипели душой к Ист–Энду, в котором живут и который воспевают.
С 1960–х дуэт оттачивает вкус к скандалу. Они известны как горячие поклонники Маргарет Тэтчер, к которой в Англии нежные чувства питает разве что королевская семья. Их вызывающая правая консервативная позиция бесит интеллектуалов, придерживающихся чаще всего левых взглядов. Гилберт и Джордж, пожалуй, первые акционисты в современном искусстве. Они изобрели жанр living sculpture: всегда вдвоем, всегда в обычных костюмах и при галстуке, как рядовые клерки, и всегда в ярких лучах софитов. Их искусство вездесуще, жизненно необходимо и неуместно в России. Наши живые классики — Илья Глазунов и Александр Шилов. Приготовиться Никасу Сафронову.
Станислав Савицкий, арт–критик