Красный октябрь. Осень–2018 стала одним из самых провальных периодов для бирж за последние годы

Автор фото: ТАСС

Несмотря на рост 31-го числа, именно октябрь–2018 стал самым плохим месяцем на мировых фондовых рынках за несколько лет. Однако в прошлом середина осени случалась и похуже.

На некоторых зарубежных финансовых интернет–ресурсах прошедший месяц уже окрестили красным октябрем в связи с резким обвалом фондовых индексов (красным цветом на графиках обычно выделяют периоды падения котировок).
В США основные индексы потеряли 5–9%: Dow Jones Industrial Average упал на 5,1% (и это максимальное снижение с января 2016 года); Standard & Poor's 500 — на 6,9% (максимум с сентября 2011 года); а Nasdaq Composite, отражающий динамику акций высокотехнологичных компаний, — на 9,2% (наихудший итог месяца почти за десятилетие, с ноября 2008 года). Трейдерам еще удалось подсластить эту пилюлю в последний день месяца: Dow Jones 31 октября подрос на 0,97%, S&P 500 — на 1,09%, а Nasdaq — на 2,01%.
В Европе акции также показали существенный подъем в среду, но в целом за месяц заметно просели. Сводный индекс крупнейших предприятий Старого Света Stoxx Europe 600 подскочил 31 октября на 1,71%. Но за октябрь он потерял 5,6% — это сильнейшее месячное падение с января 2016 года.
В целом в мире рыночная стоимость акций в конце октября находилась на минимальной более чем за 2 года отметке, подсчитал The Wall Street Journal. В России индекс РТС, отражающий котировки акций в долларах США, в октябре снизился на 5,5%, а рублевый индекс Мосбиржи потерял около 5%. Однако с начала года последний индикатор все еще в плюсе более чем на 11%, тогда как индекс РТС — в минусе на 2,4%.

Опасный месяц

"Октябрь — один из самых опасных месяцев в году для игры на бирже", — сказал когда–то Марк Твен. Правда, остальные месяцы он с присущим ему юмором также причислил к опасным. Но то, что начал перечисление он именно с октября, выглядит удивительным пророчеством. Максимальное дневное падение индекса Dow Jones Industrial Average, на 22,6%, произошло в черный понедельник 19 октября 1987 года. Несколько лет назад об этом напомнил фильм "Волк с Уолл–стрит", где у главного героя Джордана Белфорта в исполнении Ди Каприо этот день выпал как раз на старт биржевой карьеры.
А в 1929–м произошел черный четверг 24 октября. Dow Jones в тот день упал на 11% — вдвое слабее, чем в 1987–м. Но затем последовали черные пятница, понедельник и вторник, и за неделю американский фондовый рынок потерял 40%. С этого биржевого краха началась Великая депрессия.

Нефть пролилась

Октябрьский результат российского фондового рынка на фоне остального мира выглядит неплохо, учитывая, что на интерес инвесторов к отечественным активам влияет не только снижение у них аппетита к риску из–за растущих ожиданий более активного ужесточения монетарной политики ФРС США. Российским акциям добавляют рисков падающие цены на нефть и непрекращающиеся угрозы новых санкций.
За прошедший месяц баррель Brent подешевел примерно на 9%, WTI — почти на 11%. Оба сорта в итоге подешевели до минимумов более чем за 2 месяца, хотя в начале октября их цены достигали максимумов с 2014 года.
Цена барреля Brent провалилась ниже 4900 рублей. Это хорошо для сдерживания внутренних цен на бензин и дизтопливо — актуальная нынче тема, — но плохо для всего остального: прибыли нефтедобывающих компаний, доходов бюджета, а через них — и для госинвестиций, соцвыплат. Еще в начале октября цена нефти в рублях приближалась к отметке 5800.

Рубль крепок

Российская валюта на фоне дешевеющих нефти и акций выглядела на удивление крепко (в этом одна из причин падения цены нефти в рублях). Доллар расчетами "завтра" на Московской бирже за месяц прибавил всего четверть рубля и закончил октябрь на отметке 65,875 рубля. Евро и вовсе просел на 1,5 рубля, до 74,585 рубля.
Сил российской валюте придало, видимо, охлаждение санкционной горячки: в конце сентября стало известно, что американский конгресс не успеет принять так называемые адские санкции до выборов (они проходят сегодня). В мире началась и коррекция вверх после предыдущего падения курсов валют развивающихся стран.
В итоге для России октябрь стал не таким уж и красным. Впрочем, все страхи еще могут вернуться в один из ближайших месяцев, если верить Марку Твену.