Пока мы едины. Народный праздник или лишний выходной?

Автор фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Раньше в начале ноября отмечали годовщину Октябрьской революции, потом — День согласия и примирения, а теперь — День народного единства. Праздник торжественно гремит по стране уже 13 лет, но и смысловой кризис в этот день становится очевидным. "ДП" обратился к людям самых разных взглядов. Прилепин, Лимонов и Быков рассказали, появился ли за эти годы у праздника смысл и что могло бы по-настоящему объединить граждан в России.

День поиска смысла

День народного единства парадоксальным образом породил в народе много споров. Одни воспринимают этот день как неуклюжую попытку заменить 7 ноября. Другие просто пожимают плечами и радуются лишнему выходному. Третьи выходят на "Русский марш" и зачем-то поднимают правые руки, что закономерно приводит к еще большему негодованию. Четвертые смотрят на все это из московского "Жан-Жака" и ехидно хихикают. Сложно получается.
История Дня народного единства напоминает попытку заполнить русскую идеологическую пустоту. В 1997 году годовщина Октябрьской революции превратилась в безликий День согласия и примирения, от этого названия веяло стыдливостью и беспомощностью. Общество смотрело на это название с усмешкой: какое еще согласие и примирение, ребята, девяностые на дворе!
Девяностые прошли, и стало понятно, что с праздником надо что-то делать. Дата потеряла актуальность, а терять выходной не хочется. "Согласие и примирение" идеологическую дыру не заткнуло. И в 2005 году пришлось обратиться к истории.
С историческими датами все оказалось сложнее: сказалась путаница в календарях.
Итак, 22 октября (1 ноября) 1612 года ополчение Минина и Пожарского взяло Китай-город, польский гарнизон отступил в Кремль. Пожарский, по исторической легенде, вступил в Китай-город с Казанской иконой Божией Матери и пообещал после этой победы построить храм в ее память. 23 октября (2 ноября) поляки подписали капитуляцию, а сдался гарнизон только на следующий день.
В 1630-е годы у Красной площади появился тот самый обещанный Пожарским Казанский собор, а в 1649 году царь Алексей Михайлович приказал отмечать день Казанской иконы Божией матери не только летом (8 июля по юлианскому календарю), но и 22 октября, в день рождения первенца Дмитрия Алексеевича и в память об избавлении Москвы от поляков.
В XX и XXI веках эта дата соответствует в григорианском календаре 4 ноября. Именно это мы и отмечаем с 2005 года.
Но что вышло — то вышло. День народного единства стал, наоборот, одним из разобщающих факторов. В этот день националистические организации проводят "Русские марши". И пусть национализм нынче в России слаб, а наиболее радикальных граждан загнали в подполье или посадили в тюрьму, споры о нем не утихают.
Продолжаются и исторические споры: а какой смысл отмечать день, в который, в общем-то, ничего не произошло?
В общем, разногласий в этот день (как и в любой другой) больше, чем единства.

Зачем все это нужно

Отдавая дань названию праздника, "ДП" решил спросить об отношении к нему писателей, блогеров и общественных деятелей с самыми разными взглядами на прошлое и настоящее России. Нужен ли нам этот праздник? Что может по-настоящему объединить людей в России? Вариантов ответа много.
Писатель Захар Прилепин уверен, что глубинного смысла в празднике до сих пор так и не появилось.
"Большую часть русского народа могло бы объединить воссоединение с Донбассом, а лучше с Новороссией. Это было бы реальным, а не мнимым днем народного единства, который, конечно, хоть и празднуется достаточно пышно, на глубинном уровне и на уровне осознания праздником не является", — рассказал Прилепин "ДП".
Впрочем, кто празднует — пусть празднует.  
"Думаю, большинство людей, если их всерьез опросить, не испытывают даже толики чувств, связанных с 9 мая или даже 7 ноября, — уверен Прилепин. — Я этого не чувствую категорически, люди тоже не чувствуют. Мне праздник не мешает, если люди хотят праздновать — почему бы и нет, ради бога. Но мне кажется, даже день воссоединения с Крымом вызывает больше эмоций".
А писатель Эдуард Лимонов в разговоре с "ДП" назвал День народного единства искусственным праздником.
"Это абсолютно искусственный день. Нельзя вытащить любую дурь из истории и объявить ее праздником, это невозможно. Седьмое ноября было праздником, а четвертое так никто и не понял, — сказал Лимонов корреспонденту "ДП".
По словам писателя, 4 ноября — "мутная" дата, в отличие от конкретного исторического события — Октябрьской революции.
"Все-таки он (праздник 7 ноября — Ред.) был для наших отцов, дедов значительным событием, это было историческое событие, оно зафиксировано. А 4 ноября — что-то мутное мелькает, 1612 год, бред сивой кобылы", — добавил Лимонов.
Блогер и переводчик Дмитрий "Гоблин" Пучков настроен таким же образом.
"Праздник "народного единства" выдуман и внедрен с единственной целью — чтобы граждане не праздновали 7 ноября. Замена, мягко говоря, странная. 7 ноября произошло главное событие ХХ века — Великая Октябрьская социалистическая революция. Ключевое слово — великая. Миллионы граждан получили самую настоящую свободу, получили возможность хорошо питаться, свободно трудиться. А 4 ноября мы пообещали полякам жизнь и свободу, выманили их из Кремля — и зарезали. Что тут праздновать-то? Неудивительно, что эта выдуманная дата никого не интересует и никто ее не отмечает, не говоря уже о том, чтобы праздновать", — сказал Пучков корреспонденту "ДП".
Объединить граждан в наше непростое время, по словам Пучкова, могут не самые праздничные вещи.
"При капитализме объединить общество может только внешний враг и война. Что мы, собственно, сейчас вокруг себя и наблюдаем", — добавил он.
А писатель и публицист Дмитрий Быков более резок в высказываниях. Нельзя одновременно говорить о народном единстве и при этом разобщать народ, уверен он.
"Объединить людей может очень многое, почти все. Но нельзя праздновать День народного единства и одновременно всеми способами это народное единство разрушать, натравливать одну часть народа на другую, постоянно подчеркивать, что у нас есть скрепы, а есть пятая колонна, что мы окружены внешними врагами и разъедаемы внутренними. И когда Россия отмечает этот праздник — наверное, это все же праздник будущего, а не настоящего", — рассказал Быков "ДП".
Более оптимистично на праздник смотрит общественный деятель Кристина Потупчик.
"Праздники же! Праздники по-настоящему и объединяют жителей России. Новый год, 9 мая, Пасха, на которую уминают куличи даже самые отпетые атеисты. 4 ноября — тоже праздник, напоминание о единстве и многообразии России. Это праздник молодой, его традиции только-только начинают вырабатываться, но я думаю, он в итоге станет в полной мере отвечать своим целям", — рассказала Потупчик в разговоре с "ДП".