Переиграли всех. Рецензия на фильм "Человек, который удивил всех"

Автор фото: https://www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Человек, который удивил всех"

"Человек, который удивил всех", режиссеры — Наталья Меркулова и Алексей Чупов

Сибирский егерь Егор (Евгений Цыганов) — образцовый семьянин и уважаемый в поселке человек. Неожиданно он узнает, что неизлечимо болен и жить осталось 2 месяца. В борьбе с болезнью не помогают ни традиционная медицина, ни шаманское колдовство. Егор решается на отчаянный шаг — полностью изменить свою личность: одеваться, краситься и вести себя как женщина. Естественно, только для того, чтобы обмануть смерть, — как это сделал легендарный селезень Жамба, герой древнего сибирского эпоса. Все происходит на глазах у деревни, и мы, в общем, заранее предвидим реакцию.
Фильм участвовал в каннской программе "Горизонты", актриса Наталья Кудряшова удостоилась приза за лучшую женскую роль. Режиссеры Меркулова и Чупов известны российскому зрителю по фильму "Интимные места" — талантливой сатире на государственную борьбу за нравственность. Но с нынешним фильмом, несмотря на всю его кажущуюся остроту и актуальность, все равно что–то не так.
Помимо истории перевоплощения не меньшей фантастикой выглядит сама деревня. Критики справедливо отмечают, что начало напоминает фильмы брежневской поры. Много мужиков, которые пьют только по праздникам, дети в костюмчиках ходят в школу, отары овец, стаи гусей. Это старая проблема: фантастическая история, чтобы быть убедительной, должна опираться на узнаваемую реальность. Чтобы поверить в сказку, прежде нужно поверить в эту жизнь — а это никак не удается.
Жители деревни предсказуемо предстают полными невеждами — хотя телевизор, который давно уже уравнял город и деревню, есть. Конечно, все удивлены произошедшей с Егором метаморфозе, но чтобы вот так — выглядит преувеличением: на дворе все–таки не XVI, а XXI век. Парадоксальным образом история вовсе не учит толерантности, а как бы подтверждает статус–кво; а на том месте, где должна была быть какая–то мысль, остается пустое место. Этот вакуум притворяется открытым финалом, простором для интерпретаций — но на самом деле авторам просто нечего сказать. И таким образом фильм закрепляет те самые дикие нравы, которые вроде бы как критикует.
Собственно, основная претензия может быть сформулирована так: по форме остро, актуально, современно, даже скандально — но совершенно непонятно, какой урок мы должны из этого извлечь. Может быть, стоило сделать акцент на прощении — все–таки жена Егора (Наталия Кудряшова) находит в себе силы принять мужа в новом облике. Или это история о том, каково быть женщиной, когда весь мир вокруг тебя вдруг становится опасным? Однако никаких попыток развить эти темы не предпринимаются.
Авторов можно понять: на каком–то этапе они увлеклись другим. Фильм превратился в бенефис актера Евгения Цыганова, чей своеобразный талант состоит в том, что он "ничего не играет" — и это всем нравится. И авторы продают историю об "актере Цыганове в платье". Это и становится главным событием, главным сообщением. Таким образом, фильм демонстрирует еще одну грань неуловимого таланта актера — не все же ему играть советских художников с честными глазами (сериал "Оттепель"). Будет теперь что вспомнить.