Петербург теряет гибкость. Бизнес и власть о туристическом сборе и городских долгах

Председатель комитета финансов Алексей Корабельников на круглом столе в редакции "ДП" рассказал о тонкостях бюджетного процесса, туристическом сборе и городских долгах.

Автор: Валентин Беликов

Алексей Корабельников:

— Недавно мы представили корректировку бюджета — увеличиваются доходная и расходная части. При этом мы видим возможность скорректировать дефицит бюджета в меньшую сторону на 7,5 млрд рублей. Объемы заимствований будут уменьшены соответственно. Будем стараться еще заметнее уменьшить дефицит ко второму чтению.
В течение первого полугодия мы видели разнонаправленную динамику по налогу на прибыль организаций — есть определенные макроэкономические факторы, связанные с колебанием курса, динамикой сальдированного финансового результата. Эти факторы дают основание для обеспокоенности в отношении исполнения первоначального плана по данному налогу. Есть опасения, что на результаты IV квартала могут повлиять события, которые произошли во II квартале: ослабление национальной валюты, новые санкции. Поэтому, исходя из консервативного подхода, мы сокращаем первоначальный план по налогу на прибыль организаций на 2,5 млрд. Естественно, будем рады ошибиться.
Что касается следующего года, то нас несколько подвела Федерация в плане налоговой политики. Вы знаете, что со следующего года отменен налог на движимое имущество. Это достаточно большой удар по доходам петербургского бюджета. Если проводить оценку исходя из условий 2019 года, если бы действовало прежнее законодательство, организации платили бы 2,2%, и тогда мы бы получили дополнительно 25 млрд рублей.
То, что было сделано в рамках июльского федерального закона, приведет к сокращению поступлений от налога на имущество организаций практически на треть. С порядка 35 млрд рублей, которые мы получаем в 2018 году, поступления сокращаются до 25 млрд рублей. Тем не менее мы планируем налоговые и неналоговые доходы с приростом 5,5%. Это говорит о том, что существенные изменения в законодательстве компенсируются ростом доходных поступлений по другим направлениям. Мы рассчитываем на более 8% темпа по налогу на прибыль в следующем году. Такие же темпы роста ожидаются по налогу на доходы физических лиц. В результате порядка 70% от собственных доходов бюджета будут формироваться от этих источников. А если посмотреть только на налоговые доходы, то доля этих источников достигнет 80%. Это говорит о том, что основная часть бюджета формируется за счет платежей жителей города — тех, кто работает на благо Петербурга. С каждым годом мы чувствуем все большую ответственность за те решения, которые мы принимаем по тем направлениям, куда эти деньги расходуются. Когда жители видят, что 50% бюджета формируются за счет зарплат, то у них возникает резонный вопрос: куда эти деньги тратятся? Мы стараемся проводить открытую политику и объяснять, как эти деньги расходуются.
Одновременно стараемся вести открытый диалог с бизнесом, понятную налоговую и бюджетную политику. Чтобы не было никаких сюрпризов. Я уже говорил про налог на имущество организаций — это существенный удар по бюджету. Но в то же время понимаем, что это существенный стимул для бизнеса, позволяющий высвободить ресурсы для инвестиций. При этом важно, чтобы высвободившиеся ресурсы не пошли просто на текущее потребление или не были выведены в офшоры. Хотя мне кажется, что такие мысли наших предпринимателей посещают все реже, учитывая позицию наших иностранных партнеров.

"ДП":

— Вы всерьез сказали, что зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов уменьшается? В этом году она, наоборот, резко выросла. И причина кульбита федерального бюджета от дефицита к профициту заключается в том, что благодаря высокой цене нефти в рублях за год в казну поступило доходов больше 2 трлн рублей. Вот причина того, что мы можем позволить себе профицит.
Однако создание резервов — прерогатива исключительно федерального проекта. Даже приход нефтегазовых компаний на регистрацию в Петербург никак не изменит ситуацию с доходами, потому что они отбираются федеральным правительством. И даже если "Газпром" тут сидит, все равно доходы будут оставаться в федеральном центре. Это так?

Алексей Корабельников:

— Я имел в виду, что доля расходных обязательств, которые финансируются за счет нефтегазовых доходов, снижается. Думаю, что в отдаленной перспективе федеральный бюджет сможет обойтись вообще без нефтегазовых доходов. Но дополнительные доходы, которые сейчас получает федеральный бюджет, — это большой макроэкономический подарок. Мы не можем пользоваться им огульно. Нам необходимо создавать резервы, которыми мы будем пользоваться в будущем.
Когда крупные компании, такие как "Газпром", перерегистрируются в Петербург, речь идет и о перераспределении трудовых ресурсов — зарплаты этим людям платят здесь, и налоги с доходов тоже платятся здесь. Кроме того, в соответствии с правилами налогового законодательства, налог на прибыль перераспределяется между регионами пропорционально персоналу и основным средствам. Чем больше персонала приезжает в город, тем больше налога на прибыль мы получаем.

Екатерина Бурлянд, директор отдела налогового и юридического консультирования Санкт-Петербургского филиала АО "КПМГ" - Северо-Западный региональный центр:

— В законодательстве произошли изменения, и те льготы по налогу на прибыль, которые давались регионами, уходят в прошлое. Планируете ли вы поднять льготную ставку с 2019 года? Согласно законодательству у вас есть такое право.
Второй вопрос связан с тем, что многие регионы ищут замену старому механизму льгот. Они начинают применять инвестиционный налоговый вычет. Четыре региона уже внесли соответствующие изменения. Данный вычет фактически позволяет компаниям зачитывать инвестиции против налога на прибыль. Другие регионы планируют сделать то же самое. Что планирует сделать Петербург? Инвесторов беспокоит, и это обсуждается комитетом финансов, что лишь компании, осуществляющие НИОКР, смогут претендовать на эту меру.

Алексей Корабельников:

— Поменялось федеральное законодательство, и мы расстроены этим моментом. Город утрачивает гибкий инструмент для стимулирования бизнеса. Эти резкие движения, связанные с отменой льгот, не способствуют улучшению инвестиционной привлекательности и предсказуемости ведения бизнеса. Принятый федеральный закон подразумевает запрет регионам после 1 января 2018 года устанавливать дополнительные льготы по налогу на прибыль, за исключением льгот, напрямую предусмотренных налоговым кодексом РФ. Это очень ограниченные решения. Вместе с тем в первом полугодии мы уже приняли ряд законов Петербурга в части региональных специнвестконтрактов, предоставления льгот для организаций, осуществляющих экспорт ПО, а также компаний, которые создают ЦОДы в городе. Есть также идеи, какие законы принять во втором полугодии. Они обсуждаются в рамках правительства и направлены на стимулирование экономического роста и деловой активности по определенным направлениям. От этих историй не хочется отказываться. Мы рассчитываем, что будем услышаны на федеральном уровне и не придется корректировать наши планы.
Планов по повышению ставок у нас нет. Мы считаем, что сам факт того, что инвесторы будут ограничены в применении действующих льгот, уже является обременением, и усугублять это не планируем. Мы будем последовательно двигаться в рамках того, о чем говорили раньше. Что касается инвестиционного налогового вычета, в городе, по сути, он уже действует и представлен инвестиционными налоговыми льготами. Ведь в прошлом году мы увязали объемы поддержки с объемами инвестиций. Заложенная в инвестиционный налоговый вычет идея здесь соблюдается с той лишь разницей, что этот процесс растянут во времени и где–то, возможно, ограничен. Как инструмент, который требует срочного внедрения, инвестиционный налоговый вычет мы пока не рассматриваем. Если его внедрять в лоб — это приведет к существенному выпадению доходов города (в агрессивных сценариях — больше 100 млрд рублей). Это для нас абсолютно неприемлемо.

"ДП":

— Как можете прокомментировать покупку одним из ГУПов билетов на концерт группы "Ленинград" на сумму 480 тыс. бюджетных рублей?

Алексей Корабельников:

— Давайте порассуждаем. С одной стороны, если идет речь о расходе бюджетных средств, то расточительность должна пресекаться самым жесточайшим образом. С другой стороны, если мы посмотрим с юридической точки зрения, то ГУП является хозяйствующим субъектом, коммерческой организацией, которая (если мы говорим про ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство") не финансируется за счет городского бюджета. Если мы проведем аналогию с частным бизнесом, то им часто организуются разного рода корпоративные мероприятия. Это нормальная практика, это создает условия для комфортной работы персонала. С этой точки зрения критиковать руководство ГУПа было бы не совсем правильно. Еще один пример: часто говорят, что чиновники получают много. Но сейчас мы сталкиваемся с ситуацией, что на госслужбу трудно привлечь квалифицированные кадры. Оплата труда у госслужащих зафиксирована и третий год не поднимается. Это не позволяет привлекать людей из бизнеса. К нам приходят или студенты, или люди, которые уже отчаялись найти что–то. А приходящие в город крупные компании, как пылесос, втягивают квалифицированные кадры. Мы на рынке труда становимся неконкурентоспособными. Эта ситуация, на мой взгляд, со временем должна меняться.

"ДП":

— Обсуждается ревизия налоговых льгот: для части компаний они хороши, однако не всегда эффективны для города. Есть ли прогнозы, что будет достигнуто в процессе этой ревизии?

Алексей Корабельников:

— Мы этой работой занимаемся давно. В прошлом году был точечно отменен ряд налоговых льгот. В этом году продолжим работу в рамках созданной при бюджетно–финансовом комитете ЗакСа рабочей группы. Определенные решения уже выработаны. Есть идеи и у правительства. Но, заверяю вас, не будет никаких резких движений. Будут точечные изменения, которые направлены не на повышение налоговой нагрузки, не на отмену льгот, которые забирают большие доходы из бюджета, — будет отмена льгот, которые провоцируют злоупотребления и требуют донастройки. Как пример могу привести земельный налог, который мы будем корректировать в этом году. Также планируем проработать вопрос о замене ряда налоговых льгот на субсидии с целью увеличения контроля. Где–то будем вводить дополнительные критерии для пользования льготами. В частности, если говорить о льготах по транспортному налогу, обсуждается возможность их предоставления только в отношении транспортных средств, произведенных на территории России.
Если говорить о новациях, то имеет смысл упомянуть предложение комитета по экономике о введении льготы по налогу на прибыль в отношении авиационных предприятий, зарегистрированных на территории города. Это коррелирует с нашими задачами по развитию Петербурга как крупного авиационного хаба, увеличению количества прямых рейсов из города в другие государства и регионы России. Разрабатываются также льготы для технопарков и индустриальных парков. Закон, который закрепляет соответствующие понятия, был принят, и сейчас мы должны сказать, какие выгоды будет приносить этот статус.

Анна Трубицина, генеральный директор туроператора "Коммодор"

— Я представляю туристическую отрасль. Она — один из источников бюджетных доходов. Первый вопрос: давно обсуждается введение дополнительного налога на туризм. Как он будет применяться и как повлияет на развитие туристической отрасли?
Второй вопрос. Хорошо, что в городе есть такие компании, как "Газпром". Но основа любой экономики — малый и средний бизнес. Всем этим предприятиям живется в последние годы нелегко. Хотелось бы увидеть какую–то программу поддержки предприятий малого и среднего бизнеса на городском уровне. Планируется ли разработка стратегии, чтобы поддержать предприятия малого и среднего бизнеса, и какие у нас есть перспективы в ближайшее время?

Алексей Корабельников:

— Начнем с туризма. Вопрос о введении в городе туристского сбора обсуждается давно, и настало время принимать решения. Президент страны говорит, что сейчас необходимо отрегулировать налоговое законодательство и не менять его в течение следующих 6 лет. Это должно обеспечить стабильные условия для ведения бизнеса. Если мы не примем решение по туристскому сбору сейчас, то окно возможностей может закрыться на 6 лет. Этот инструмент видится нам перспективным. Мы считаем, что такая возможность должна быть предоставлена региону. При этом, чтобы не создавать дополнительную бумажную нагрузку на бизнес, должны быть предусмотрены дополнительные настройки кассовой техники, через которую вся информация должна поступать в ФНС и там обрабатываться. На уровне Налогового кодекса должны быть сформулированы основные элементы налогообложения. Их детализация должна проходить в регионе.
В Петербурге мы говорили, что на первом этапе следовало бы туристский сбор вводить только в отношении иностранных туристов, чтобы не создавать препятствия для развития внутреннего туризма. Вместе с тем для некоторых регионов интересно было бы облагать налогом и российских туристов. Потому что иностранные до них просто не доезжают. Подчеркну, что это решение должно приниматься на уровне каждого региона, исходя из стратегии и условий развития туризма. Мы в обязательном порядке будем прорабатывать данный вопрос с экспертным сообществом и представителями туристической отрасли.
Что касается малого бизнеса, то, если посмотреть на европейские страны, значительную роль в формировании доходной части их бюджетов играет малый и средний бизнес. Это то направление, в котором движемся и мы. Доля малого и среднего бизнеса в доходной части бюджета города становится больше с каждым годом. Мы, безусловно, настроены на то, чтобы развивать малый бизнес, однако сейчас основные платежи в бюджет поступают прежде всего от крупных компаний.

"ДП":

— Дефицит петербургского бюджета — 40 млрд рублей. В ближайшие несколько месяцев выбудете выпускать облигации на эту сумму или брать кредит? В прошлом году вы разместили облигации на сумму в 2 раза меньшую, чем планировали.

Алексей Корабельников:

Если бы у нас были остатки на счетах, мы бы не шли на заимствования. Тем более что рынок сейчас несколько хуже, чем в прошлом году, и ставки несколько увеличились. Полностью избежать заимствований не получится. Сейчас порядка 16 млрд рублей лежит на депозитах. Но они будут потрачены на финансирование расходов уже в этом году. Разрыв будет возникать, и мы будем его покрывать за счет нескольких источников. Прежде всего, это остатки, сформировавшиеся на 1 января. Как основной инструмент будем использовать облигации, как вспомогательный — коммерческий кредит, который мы рассматриваем как инструмент краткосрочных заимствований. Мы стараемся использовать все возможные инструменты, чтобы снизить расходы на обслуживание долга в интересах бюджета и жителей нашего города. В этом смысле не исключаем и возможность использования бюджетных кредитов.

"ДП":

Как дают эти кредиты?

Алексей Корабельников:

Регионам с высокой бюджетной обеспеченностью, к числу которых можно отнести и Петербург, долгосрочные бюджетные кредиты Минфин сейчас не дает. Казначейский взять можно, но он короткий, его можно использовать только на покрытие краткосрочных кассовых разрывов. Нам предлагали реструктуризацию бюджетных кредитов, но мы от нее отказались: там были неприемлемые для нас условия. В этом году мы окончательно расплатимся со всеми имеющимися у нас бюджетными кредитами. В сентябре заплатили 1,7 млрд рублей, оставшиеся 3 млрд рублей перечислим в декабре.