Спрос на такие услуги небольшой, но стабильный: в Петербурге им занимаются несколько компаний.
Однако, если запросить через любой поисковой сервис "перевозка антиквариата", на экране появится множество компаний, готовых предложить такую услугу. При этом транспортировка старинных вещей обычно в таких компаниях является одной из ряда многочисленных услуг и чаще всего рассчитана на перевозки внутри страны. Доставка груза из–за рубежа или тем более за границу является процедурой более комплексной, где требуется не только сама транспортировка, но также подготовка документов и взаимодействие с таможенными органами.
За 2017 год в Петербург было ввезено антиквариата на $89,7 тыс., по данным Федеральной таможенной службы. Это составляет около 12% от общего показателя по стране. Для сравнения, через таможню в Москве такого товара прошло на $178,6 тыс., в Свердловской области — на $289,2 тыс. В первом полугодии в Петербург было ввезено антиквариата возрастом более 100 лет на $18,2 тыс. Предметы старины приехали на Северо–Запад из Германии и Франции. С культурными ценностями, в том числе антиквариатом, работают отдельные таможенные посты, которые специализируются на таких видах грузов и имеют компетенцию работать с ними. Режим ввоза в страну для предметов старины либеральный, и особых сложностей для доставки груза в Россию нет, отмечают участники рынка. Кроме того, ввоз осуществляется без взиманий с получателя — физического лица пошлинных сборов и НДС.
Чтобы вывезти антиквариат или культурную ценность из страны, необходимо получить разрешение, которое выдает Министерство культуры. Такие процедуры сложны и занимают немало времени из–за жестких требований и перечня ограничений.
Как рассказывает Виталий Калабуш, генеральный директор компании "Хепри" (специализируется на упаковке, транспортировке и таможенном оформлении предметов искусства), случаи экспорта антиквариата в практике его компании бывают не каждый год. Основная часть заказов — импорт и перевозки внутри страны в соотношении один к одному. Куда в больших объемах отправляются за границу предметы современного искусства, отмечают эксперты.
Под свою гарантию
Среди тех, кто покупает антиквариат, чаще встречаются частные лица, а также антикварные магазины. Среди юридических лиц, которые приобретают антиквариат, бывают компании, которые используют старинную мебель для бизнес–центров. Транспортные компании, профессионально занимающиеся перевозками антиквариата и предметов культурной ценности, ориентируются также на партнерство с музеями и галереями. В практике компании "Хепри" около 50% грузов представляют собой картины, а другая часть — предметы декоративно–прикладного искусства. Как отмечает Виталий Калабуш, интереснее работать со скульптурой, мебелью, так как такие грузы требуют порой нестандартного подхода. "Конечно, любопытна работа и с картинами, но в данном случае интерес иного рода — увидеть то или иное произведение своими глазами", — делится бизнесмен.
Несмотря на высокую, а порой фантастически высокую стоимость груза, перевозка антиквариата в цене если и отличается от перевозки обычной массовой продукции, то несущественно. Связано это с тем, что перевозка антиквариата требует больших временных затрат и тщательной упаковки.
Стандартной цены на транспортировку антиквариата нет, так как в каждом случае стоимость рассчитывается исходя из индивидуальных параметров груза, дальности и условий перевозки. Например, транспортировка картины, стоимость которой составляет миллионы евро, будет относительно недорогой, если сама картина небольшого размера. В это же время перевезти старинную мебель за несколько сотен тысяч рублей будет стоить существенных средств, особенно если понадобится ее спуск из многоэтажного дома.
Так же индивидуально подбирается и упаковка для груза, которая используется, чтобы избежать царапин, сколов и снизить воздействие вибрации при перевозке. Для этого используются специальная пленка, комбинированные конструкции, ящики для транспортировки и другое.
Ключевым фактором при транспортировке антиквариата являются сроки доставки. По привычным правилам рынка, чем меньше время, тем выше цена. Около 75–80% перевозок приходится на автомобильный транспорт, остальное — при помощи авиасообщения, рассказывает Виталий Калабуш. Это связано как раз со скоростью доставки, а также с возможностью полностью контролировать перевозку. "Так отправишь груз на поезде или на судне, звонит грузовладелец и спрашивает, где груз. Что я ему отвечу?" — объясняет Виталий Калабуш.
При транспортировке груза на автомобиле погрузку и разгрузку осуществляют сотрудники транспортной компании, которые и отвечают за сохранность перевозимого товара.
При перевозках другими видами транспорта производить тотальный контроль не всегда возможно. Поэтому железнодорожное сообщение и водные перевозки для транспортировки антиквариата практически не используются.