Инна Рейхард Все статьи автора
21 октября 2018, 12:54 5799

Колыбель сетевого ретейла. Как Петербург прошел путь от зарождения крупнейших сетей до лидерства в отрасли

Фото: Сергей Ермохин

На протяжении долгих лет Петербург остается лидером среди российских регионов по концентрации сетевой розничной торговли. Именно здесь в 1990–х годах начали зарождаться крупнейшие ретейлеры России.

Петербургская розница начала формироваться в 1990–х годах — она отставала от западной почти на 30 лет. Между тем дефицит опыта начинающим предпринимателям нисколько не мешал. Указ "О свободе торговли", подписанный в 1992 году, фактически легализовал предпринимательство, а следом повлек и расцвет уличной торговли — число частных предприятий начало стремительно расти. Тогда свой путь начали первые сетевые гиганты вроде "Дикси", "Ленты", "Пятерочки" и пр.

Куда в городе закинуть сети. Рознице не хватает площадей в четырех районах

Куда в городе закинуть сети. Рознице не хватает площадей в четырех районах

4691
Наталья Модель

На протяжении многих лет доля торговых сетей в обороте розничной торговли в Петербурге сохраняла максимальный процент по стране. В 2017 году она достигла 57,9% при обороте розничной торговли 1 319 млрд рублей.

Из опта и дистрибуции

В 1993 году начал работу первый магазин на ул. Замшина, который открыл Олег Жеребцов, основатель сети гипермаркетов "Лента". Тогда предприниматель запустил точку в формате cash&carry — это был магазин–склад, рассчитанный на оптовых покупателей. Впрочем, спустя 6 лет бизнесмен сменил стратегию, запустив строительство первого крупного гипермаркета площадью 2,7 тыс. м2, который должен был заменить два работающих магазина. Прототип известной "Ленты" начал функционировать на пр. Энергетиков в сентябре 1999 года.

Также в 1993 году в Петербурге была основана компания "ЛЭНД", которая начинала свою историю как строительная фирма и уже в 1998 году обзавелась собственной торговой сетью супермаркетов премиум–класса под одноименным брендом. Примерно тогда же петербургский розничный рынок пережил бум на открытие дискаунтеров — эти торговые точки были ориентированы на средне– и малообеспеченных покупателей. Одним из первых сторонников этого формата стал Олег Леонов, основатель сети "Дикси". В 1993 году он основал компанию "Юнилэнд", вскоре ставшую одним из крупнейших импортеров продукции Pierre Cardin, Schwarzkopf, Wella и пр., а в 1999 году на базе предприятия появился супермаркет–дискаунтер. Еще одним удачным примером дискаунтера стала "Пятерочка" — теперь одна из крупнейших российских сетей универсамов экономкласса. К 2000 году под этим брендом работало уже 17 магазинов.

По словам Марии Евневич, члена совета директоров компании "Максидом", в начале 1990–х годов DIY–ретейла не существовало вовсе: "Отдельно существовали строительные рынки, отдельно — интерьерные магазины, такие как "Дом Лаверна" и прочие. Первым DIY–гипермаркетом не только в СПб, но и в стране как раз и стал "Максидом", открывшийся в 1997 году. Это были хорошие времена: конкуренции не было, магазина такого типа раньше никто не видел, и многие люди приезжали сначала просто посмотреть, что это за диковинный зверь такой".

Город гипермаркетов

В погоне за новыми идеями. Ретейл развивает интернет-торговлю, чтобы не потерять доход

В погоне за новыми идеями. Ретейл развивает интернет-торговлю, чтобы не потерять доход

17689
Елена Домброва

Конкуренция продолжала стремительно расти, и к 2000 году зарубежные компании начали теснить местные сети. К примеру, в 2003 году в городе начала работу немецкая сеть Metro Cash & Carry, а годом позже открылся турецкий гипермаркет "Рамстор" — первая зарубежная сеть, которая пришла в Россию. Петербургские компании не менее активно масштабировали бизнес — например, первая "Пятерочка" открылась в Москве уже в 2001 году. Одновременно с этим в Петербурге появился гипермаркет под брендом "Карусель", а в 2002 году начала развиваться сеть "О’Кей".

Однако менялся не только рынок ретейла, но и экономическая ситуация в стране — покупатели предъявляли новые требования к магазинам. Обострявшаяся конкуренция требовала от сетей решительных действий, а потому на петербургском рынке началась череда поглощений и слияний. В 2006 году после нескольких лет переговоров свои силы объединили "Пятерочка" и "Перекресток" — сети продолжили работать под эгидой X5 Retail Group. Компания сделала ставку на развитие мультиформатной сети: дискаунтеров, супермаркетов и гипермаркетов. Позже X5 приобрела гипермаркеты "Карусель" и закрепила лидирующие позиции на рынке.

Массовая ликвидация

Выжить в круговороте времени удалось не всем. В 2016 году стало известно о продаже гипермаркетов финской продуктовой сети "К–руока", которая открыла первую точку в Петербурге в 2012 году. В 2018 году о своем уходе объявил DIY–ретейлер "К–раута" — последний актив финской группы Kesko.

В целом текущий год оказался щедр на закрытия крупных сетей, и розничный рынок Петербурга потерял сразу несколько заметных компаний. По словам экспертов, рекордное с 1990–х годов снижение платежеспособного спроса и падение доходов населения ударили по многим розничным сетям, а параллельно с этим выросли издержки. Так, об уходе заявила одна из старейших петербургских сетей по продаже товаров для дома "Дом Лаверна", которая появилась в 1992 году. А кроме того, стало известно об уходе немецкой сети бытовой техники и электроники MediaMarkt. Как объясняют игроки рынка, конкуренция среди петербургских ретейлеров выросла настолько, что свободных площадей для строительства новых магазинов в городе сейчас не хватает. "Рынок стал суперконкурентным, свободных мест в городе для строительства новых магазинов почти нет, и, скорее всего, рынок будет консолидироваться, а игроки — укрупняться. При этом покупательная способность населения падает, а издержки растут — тут и рост цен на бензин, и коммуналка, и неблагоприятный курс, и введение ставки НДС 20%", — продолжает Мария Евневич.

"Последние 5 лет город перенасыщен торговыми сетями — плотность торговых точек очень большая", — подтверждает Михаил Ломоносов, вице–президент по коммерции холдинга "Продовольственная биржа" ("Полушка", "Лайм"). По прогнозам ретейлеров, в будущем сильнейшие игроки продолжат укрупняться, а слабые — уходить.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама