Бизнес спустя 25 лет. "ДП" наградит юбиляров петербургской деловой среды

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

"Деловой Петербург" спецпроектом "Юбиляры" поздравляет петербургский бизнес с круглыми датами. 17 октября газета "ДП" проводит церемонию чествования компаний – юбиляров 2018 года.

Петербургская бизнес–среда начала формироваться четверть века назад вместе с новой системой экономических взаимоотношений. Как отмечают сами предприниматели, с 1990–х годов многое изменилось в лучшую сторону, а начинавших тогда можно назвать выжившими.
С легализацией бизнеса в 1990–х Петербург начали насыщать акционерные общества, коммерческие банки и тысячи совместных предприятий. Для многих предпринимателей это время казалось сумбурным, но не лишенным романтики — именно тогда стартовать в бизнесе мог каждый. Как объясняют сами бизнесмены, подспорьем успешных проектов становился минимальный государственный контроль, который со временем серьезно окреп. Сейчас, по различным данным, в бизнес идут только 5–7% россиян. Так, на 1 января 1998 года количество организаций, поставленных на учет Санкт–Петербургским комитетом государственной статистики в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО), достигало по городу 148,4 тыс. Между тем петербургская бизнес–среда по–прежнему продолжает формироваться.
В настоящее время, по данным Росстата, в Петербурге зарегистрировано около 359,7 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса — на 17 тыс. больше, чем годом ранее.

Золотой период

"Тогда мы жили абсолютно другой жизнью — в подвешенном состоянии между хаотичными, разрозненными, только появившимися субъектами бизнеса и отсутствием поддержки со стороны власти. Не было налоговой инстанции, правового поля, полиция была слаба, а платежеспособность населения гораздо ниже, чем сейчас", — вспоминает Юнис Теймурханлы, владелец гостиницы "Гельвеция". Как казалось большинству, государство теряло рычаги управления.
Несмотря на очевидные недостатки 1990–х годов, зарабатывать было значительно проще, а старт в бизнесе не требовал существенных инвестиций. В действительности именно тогда, к началу 1993 года, начала расцветать новая система экономических отношений.
"Воткни палку в песок, и она начнет расти — все хотели отдать последнее, лишь бы получить какие–то банальные блага. С этой точки зрения 1990–е были золотым периодом для петербургского бизнеса", — резюмирует Юнис Теймурханлы.
"Свое первое предприятие я открыл в 1993 году, многого не знал, но справлялся, — рассказывает Сергей Федоров, президент Ассоциации промышленников и предпринимателей. — Сейчас, с точки зрения эксперта, начинающим предпринимателям приходится гораздо сложнее, а трудности у многих начинаются еще на этапе поиска стартового капитала на открытие бизнеса".

Фокус на развитие

В основном предприниматели отмечают положительные перемены. По словам Аркадия Пекаревского, экс–совладельца торговой сети Sela, а ныне девелопера и собственника кондитерской фабрики "Ацтек", за прошедшее время появилось много новых технологий, о которых в 1990–х никто даже не имел представления, — новые сервисы и прочее. "В этом смысле у бизнеса появилась возможность развиваться на всех рынках, не ограничиваясь российским, — это было невозможно сделать тогда. Львиная доля предпринимателей занимались тем, что завозили на пустой рынок товар из–за границы. Сегодня есть фокус на развитие сервиса и относительное расширение рынка", — говорит эксперт.
"Прогресс не видит только тот, кто вообще не жил в 1990–х. Тех, кто сейчас в бизнесе, можно назвать выжившими. И улучшения произошли за очень короткое время — всего за 20 лет", — говорит Юнис Теймурханлы.
Так, с 1993 года город начал предоставлять бизнесу больше правовой поддержки, помогая со сбором необходимой документации. Например, в 2010 году в Петербурге начал работу Центр развития и поддержки предпринимательства (ЦРПП), который работает с малыми и средними предприятиями. Сейчас бизнес может получить там ряд услуг в сферах экономической, правовой поддержки, производственной кооперации и пр.
Уровень государственных услуг также значительно вырос. Онлайн–сервисы, МФЦ, сайт госуслуг работают не хуже, чем в развитых европейских странах, — считают предприниматели.
С точки зрения Юниса Теймурханлы, на руку бизнесу играет развитая банковская и налоговая система, то же касается законодательства. "Другое дело — есть проблемы с исполнением", — отмечает отельер.

Наведение порядка

Остается актуальной и проблема доминирования на рынках крупных торговых сетей. "В 1990–х не было сетевых структур и каждый, кто что–то производил, относил это в соседний ларек. Сейчас до 85% мелкой розницы захвачено сетевыми структурами. То есть оставшиеся не относятся к ряду монополистов, и если их задушить, то многим предпринимателям из реального сектора экономики негде будет продавать свою продукцию", — рассказывает Сергей Федоров. Впрочем, сложнее стала жизнь и у крупных компаний. "Изменилась заполненность рынка — из пустого он превратился в высококонкурентный, к тому же в последние годы мы наблюдаем сокращение покупательной способности — это две вещи, которые расстраивают больше всего", — говорит Аркадий Пекаревский.
С точки зрения Михаила Бурмистрова, гендиректора "Infoline–аналитики", со временем законодательство ужесточилось в отношении ретейлеров. Так, например, федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" наложил ряд ограничений на взаимоотношения между торговыми сетями и поставщиками.
По словам Леонида Гарбара, президента Федерации рестораторов и отельеров Северо–Запада, со временем жизнь предпринимателей стала упорядоченной: "В 1990–х было больше пустых, незаполненных рынков, однако ни государственной, ни юридической защиты не было. Сейчас с защитой относительно лучше, но стало ли бизнесу проще работать — сказать сложно".
В 1990–х выставки были, пожалуй, единственным способом получить информацию о новинках рынка, и за этим посетители выстраивались в огромные очереди! В "Ленэкспо" проводилось около 20 выставочных проектов в год, была разработана выставочная стратегия, акцентирующая внимание на экспозициях, необходимых Северо–Западному региону. Тогда появились выставки "Робототехника", "Защита от коррозии", "Сварка", "Интенсификация", направленные на техническое перевооружение заводов. Со стратегии демонстрации выставки перешли на стратегию PIN — продвижение, информация, связи. Выставки стали не просто отвечать потребностям рынка, а формировать его интересы. "Автомеханика", "Экология большого города", "Интим–мода. Белье" — выставки, фактически открывшие новые отрасли Петербургу. Со временем изменились и сами выставки: сейчас нет чисто выставочных проектов, это всегда комбинированные мультиформатные события, которые включают и выставочную часть, и конгрессную программу, и развлекательные мероприятия, и даже шоу. Не изменилось одно: сила воздействия на бизнес.
Сергей Воронков
генеральный директор "ЭкспоФорум–Интернэшнл"