Владислав Скобелев Все статьи автора
16 октября 2018, 12:26 4381

Миллиарды экстренных вызовов. Кто зарабатывает на системе оповещения в Петербурге

Фото: Беликов Валентин Купить фото

Емкость рынка организации систем экстренной связи в РФ — 8,5 млрд рублей. Кто зарабатывает на этом в Петербурге, узнал "ДП".

Петербургская система экстренных вызовов (номер 112) отличается от аналогичных служб других регионов в первую очередь тем, что встроена в единый комплекс "Безопасный город". Помимо cистемы "112" в него входит справочная служба, система городского видеонаблюдения и др. За техническую часть комплекса отвечает Городской мониторинговый центр (ГМЦ) — подведомственное учреждение комитета по информатизации и связи.

АТС Смольного ставит связь на колеса. На передвижной узел связи для чиновников потратят 50 млн рублей

АТС Смольного ставит связь на колеса. На передвижной узел связи для чиновников потратят 50 млн рублей

715
Владислав Скобелев

Несмотря на распространенные стереотипы, служба "112" принимает не только голосовые сообщения, но и сигналы с автомобильных датчиков "ЭРА–ГЛОНАСС", а также sms — в том случае, если абонент не может говорить во время инцидента. Также в ГМЦ поступают сигналы охранных сигнализаций, противопожарных датчиков. Уже внутри мониторингового центра они перераспределяются между ведомствами.

В рамках федеральной программы на создание систем "112" регионам выделили 11,5 млрд рублей (изначально планировалось потратить 15,1 млрд рублей).

Как закалялась связь

Система "112" до официального запуска 2 года работала в тестовом режиме. Заботы по обеспечению качественной и бесперебойной связи по единому номеру экстренных служб тогда легли на всех операторов.

Первым к системе ГМЦ подключился универсальный оператор связи "ОБИТ". Его генеральный директор Андрей Гук рассказывает, что компании пришлось самостоятельно искать и решать неочевидные проблемы при наборе номера 112. Например, система переадресации в некоторых корпоративных стационарных сетях считывала комбинацию как внутренний номер сотрудника.

"Нюансы могут быть не только на нашей стороне — в настройках самого оборудования тоже могут быть неточности, и первое подключение — это всегда самый большой и ответственный объем работы. Все остальные операторы потом подключались по листу фиксированных действий", — вспоминает Андрей Гук.

"Ростех" теряет науку. НИИ-5 не вписался в структуру и ликвидируется

"Ростех" теряет науку. НИИ-5 не вписался в структуру и ликвидируется

1019
Владислав Скобелев

Городским оператором экстренной связи является ГУП "АТС Смольного". "Любой пользователь при звонке в cистему "112" взаимодействует со своим оператором сотовой связи и с АТС Смольного, которая поддерживает инфраструктуру самого этого ресурса", — поясняет руководитель компании "ОБИТ". Если абонент находится вне зоны действия сети своего оператора (или sim–карта вовсе не вставлена в телефон), связь устанавливается через ближайшую базовую станцию любого оператора.

Представители комитета по информатизации и связи рассказали, что в региональной системе "112" используется преимущественно российское оборудование и ПО. В Петербурге есть только одна компания, которая производит подобную технику, — ООО "НТЦ Протей". Именно его технологии и составляют большую часть региональной системы экстренных вызовов.

"Система "112" — это мощная служба статистики и прогнозирования звонков. Сейчас обязательна регистрация всех вызовов. Если раньше можно было бросить трубку, то сейчас все записывается. К тому же есть много подсистем: например, ведется мониторинг транспорта. Так что это не просто call–центр", — рассказывает представитель "Протея" Мария Семенова.

Конкуренты на связи

Аналогичные системы работают и в других регионах РФ. Среди крупнейших игроков этого нишевого бизнеса можно выделить московское ООО "Фирма "Светец" и екатеринбургское АО "ИскраУралТЕЛ". Технологии обеих компаний частично используются и в Петербурге.

Например, уральские разработчики установили для системы "112" узел экстренных оперативных вызовов — телефонную станцию с возможностью определения и передачи координат вызывающего абонента.

В каждом регионе власти проводят отдельные конкурсы поставщиков оборудования и решений, и, если анализировать их итоги, кажется, что выигрывают все время одни и те же фирмы. "Но это заблуждение, что рынок такой продукции не движется, — объясняет директор петербургского филиала "ИскраУралТЕЛ" Виталий Некрасов. — С ходу можно назвать шесть игроков, компании есть даже на Дальнем Востоке. Конкуренция достаточно ощутима, заказчики регулярно грозят: мол, мы вас сейчас заменим".

По грубым подсчетам, стоимость полного комплекта техники в среднем составляет 100 млн рублей, но все зависит от числа потенциальных абонентов. Для сравнения: в конце сентября 2018 года администрация Забайкальского края арендовала систему обеспечения вызовов "112" (с дальнейшим выкупом) за 140 млн рублей. В Петербурге счет идет на сотни миллионов.

Технически оценить объем рынка несложно: производители оборудования шутят, что число заказчиков полностью совпадает с количеством регионов в стране. Если умножить среднюю стоимость техники на число регионов, то получается, что без учета обслуживания рынок составляет 8,5 млрд рублей.

Другой вопрос — что при таком расчете не учитывается обслуживание инфраструктуры, содержание и тренировка персонала. Данные по стоимости техсопровождения в Петербурге не раскрываются. Тем не менее известны цифры по соседним регионам: по данным ООО "Фирма "Светец", которое занималось разработкой системы "112" в Ленобласти, обслуживание комплекса обходится в 300 тыс. рублей в месяц.

В 2010–х годах в США поняли, что для точного определения геоданных абонента 911 нужно использовать навигационные чипы в самих телефонах. Американцы установили требование, что сотовые операторы должны давать координаты с точностью до 10 м. Единственный способ получить эти данные — использовать спутник. Несколько лет назад такую же идею пытались продвинуть в России, но, насколько я знаю, это не удалось. Для сотовых операторов это были бы существенные затраты в плане модернизации оборудования. К тому же государство считает более правильным тратить эти деньги на закон Яровой.
Андрей Ионин
ведущий аналитик НП "ГЛОНАСС"
Мы хоть и называемся "Системы 112", но это только название. У нас только программа пожаротушения так работает, автоматически отправляет сигнал на "112". Но, чтобы частная компания могла сделать такой вызов, ей необходимо получить разрешения, а это дорого и долго. Если обеспечить тревожным сигналом все частные компании, то серьезного роста рынка услуг не произойдет. У нас очень консервативный рынок, ведь даже пожарный извещатель перед выходом на рынок может проходить сертификацию несколько лет.
Максим Унукович
генеральный директор ООО "Системы 112"
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама