Как снизить риски в период скачков валюты

 

Текущая нестабильная ситуация с курсом валют держит в напряжении многих предпринимателей. Для некоторых сфер бизнеса эта нервозность оборачивается дополнительными доходами. Например, для IT–бизнеса, когда продукт разрабатывается в России, а работает на весь мир. Выручка приходит из–за рубежа, расходная нагрузка на фонд оплаты труда снижается из–за разницы курсов, в результате прибыль компании растет.
Или другой вариант — въездной туризм. В компаниях, которые предлагают иностранцам туристические услуги в России, контракты заранее фиксируются и оплачиваются в валюте, а услуги у местных подрядчиков покупаются в рублях. Если говорить о реальном секторе, когда производство находится на территории России, изменение курса валют чаще всего негативно влияет на рынок, поскольку в 80% случаев большая часть сырья импортируется.
Как можно обезопасить бизнес в данной ситуации? Хеджировать валютные риски, искать поставщиков полуфабрикатов на территории России, партнеров в менее зависимых от стоимости рубля странах. Например, в Казахстане или Белоруссии, где курс внутренней валюты не так быстро меняется относительно рубля. В бизнесе немало случаев, когда российские компании, закупающие большие объемы материалов за рубежом, инициировали открытие производственных точек партнеров на территории Российской Федерации.
Приведу пример из личного опыта о хеджировании валютных рисков. Рынок производства строительной химии сильно зависит от стоимости валюты. В 2013 году резко упал курс рубля. На тот момент мы импортировали 60% от всего объема сырья для производства добавок. В строительной сфере между решением о покупке продукции до оплаты проходит 120–180 дней, и скачки курса валют могли сильно ударить по прибыли. Мы решили заключить договор фьючерс–форвард с банком на покупку валюты. Зафиксировали курс и отрезок времени. Закупку валюты произвели через несколько месяцев, когда на счет организации поступили деньги от клиента и мы уже точно знали себестоимость товара. Таким образом риски были минимизированы.
К сегодняшнему дню мы сократили долю прямого импорта в объеме общих закупок до 30%. Сделать это удалось за счет запуска партнерами и поставщиками производства нужного нам сырья на территории России. Однако остается еще непрямой импорт — закупка производственного сырья за рубежом. Здесь изменение курса валют влияет на бизнес, но с отсрочкой, не так сильно. Таким образом, чем больше этапов производства происходит на территории России, тем безопаснее бизнес себя чувствует в периоды скачков валюты.
Российский предприниматель приспособится в любом случае. Главное, чтобы в момент резких колебаний правительство не ввело изменений налоговых режимов или режимов взаимодействия с предпринимателями с целью усилить контроль малого и среднего бизнеса для поддержки крупнейших производителей. В целом мы настроены позитивно.
Сергей Моровщик , президент EO Russia — отделения некоммерческого международного сообщества предпринимателей Entrepreneurs’ Organization