Принцип неопределенности. "Проза" и "Последние дни" на фестивале "Золотая маска"

Автор фото: Олимпия Орлова
Так, конечно, случайно получилось. Но в совпадении двух информационных реальностей — долго запрягающего театрального дела и быстро едущей ленты новостей — хочешь не хочешь, а согласно одной из любимых ошибок человеческого восприятия ищешь скрытые закономерности. Как только Министерство культуры отказалось быть соорганизатором российской театральной премии "Золотая маска", так сразу одноименный фестиваль объявляется в Петербурге с двумя откровенно фрондерскими спектаклями, немилосердными к классике, зрителю, отечественной истории и мечтам Минкульта о том, чтобы все было как при советской бабушке. Один из них к тому же поставлен в театре, директор которого Софья Аппельбаум находится под домашним арестом в связи с одиозным делом "Седьмой студии".
Никому и в страшном сне не могло привидеться, что опера Владимира Раннева "Проза" в Электротеатре "Станиславский" и спектакль худрука РАМТа Алексея Бородина "Последние дни" будут читаться как ребусы, способные дать ключ к загадке, заданной родимым государством. А ведь будут: в них обоих — тот же двусмысленный морок, тот же зазор между видимостью и сутью, та же вязкая неопределенность — но и непреодолимость — хода вещей.
Вот заявляют заместители министра в письменном виде, мол, все равно мы на принятие решений "Золотой маски" не влияем, так и организаторами называться не хотим, а финансирование, так и быть, оставим. И тертое, как калач, театральное сообщество который день в недоумении — вроде и к лучшему новый status quo: учредителю премии Союзу театральных деятелей не придется более обороняться от вмешательств в сугубо театральные дела, но точно ли финансирование сохранится, но не будет ли палок в колеса и новой театральной госпремии в пику, но дадут ли жить самостоятельному предприятию всероссийского масштаба в стране, где и бизнес–то на 70% государственный? (Это если вкратце: на деле каждое слово, каждая запятая требуют многочисленных сносок и примечаний.) Сомнения — как мы знаем каждый по собственной шкуре — небеспочвенны, да только ответов на вопросы нет. Будут, как говорится, по ходу пьесы. Ждать следующего акта приходится со смешанными чувствами в диапазоне от смутной надежды до ясной безысходности.
На тех же чувствах играют спектакли фестиваля "Золотая маска" в Петербурге. 22 и 23 октября на Новой сцене Александринского театра покажут "Прозу" — да не на видео, как давешних "Сверлийцев" Электротеатра "Станиславский", а живьем, так что смотреть обязательно. Владимир Раннев сочинил не просто музыкальную партитуру, как положено композитору, но весь театральный текст целиком. Поют тут (ни ноты не играют, заметьте) прозу из "Степи" Чехова, а видим мы подробно разыгранный на сцене и в комиксах художника Марины Алексеевой рассказ Юрия Мамлеева "Жених" про одного банального гаденыша по фамилии Гадов, который по стечению обстоятельств забрал всю власть в одной советской семье и распорядился ею самым отвратительным способом. Как так получилось, отчего все так безнадежно, почему в любом Егорушке вдруг самозарождается Гадов? В опере прямых ответов не найдем, как и в жизни. Зато 23 октября перед спектаклем критик Дмитрий Ренанский, а после показа и сами творцы нам смогут исчерпывающе объяснить, как устроено их произведение — этот эффектный и эффективно работающий кубик Рубика.
1 ноября в БДТ — гастроль РАМТа с "Последними днями" Алексея Бородина. Тут уже сплетены целых три текста — первый акт по пьесе Булгакова "Последние дни" про гибель Пушкина, второй — по тексту Бориса Акунина "Убить змееныша" про отрочество Петра Первого, весь спектакль пронизывает пушкинский "Медный всадник". Тут тоже про зловещую природу власти и ее опасные следствия — для поэта и для страны. В основе опять томительные недомолвки и атмосфера неопределенности: а ну как убьет Трехглазов юного Петра и не будет его кровавых реформ? Или передумает, и все пойдет так, как пошло… Но отчего все именно так, почему Всадник непременно становится Медным, а убит должен быть поэт?
Маски сброшены
На неделе было официально объявлено о выходе Министерства культуры России из состава организаторов театральной премии "Золотая маска", поскольку оно "не влияет на принятие каких–либо решений" (подразумевается, что жюри конкурса якобы ориентировано исключительно на Союз театральных деятелей). Глава ведомства Владимир Мединский заявил по этому поводу: "Министерство культуры считает, что не должно быть никаких монополий на те или иные конкурсы, премии, фестивали — должно быть многообразие. Это я говорю не применительно к "Золотой маске", а в целом вообще. Если есть "Золотой орел", то есть "Ника" — и никакой трагедии мы в этом не видим".
> Казенное финансирование "Золотой маски" обещают сохранить.