Считается, что народ любит дорогие праздники. Нет, конечно. Народ больше всего радуется дешевым праздникам. А дорогие праздники нужны тем, кто их проводит.
Советник губернатора Петербурга по мотоспорту выдвинул инициативу: создать в Смольном специальное управление по городским праздникам. Чтобы было экономнее, но лучше. Насчет экономнее — это вряд ли, такого у нас никогда не получалось. А насчет лучше — можно.
Надо разделить праздники для внутреннего потребления и для туристов. Что нужно туристам? Туристам нужно своеобразие. Антиглобализация нужна.
Глобализация — это такая общая беда. Когда весь мир одинаковый. Приезжаешь в Германию, а там все как в Швеции, прилетаешь в Буэнос–Айрес, а он такой же, как Джакарта. То есть, с одной стороны, туристу хорошо, что все так предсказуемо и везде лопают шаверму. А с другой стороны — зачем лететь черт–те куда за бешеные деньги, если бигмаки везде одинаковые.
Поэтому умные города стараются бороться с глобализацией. Одни устраивают битвы помидорами, другие быков на улицы выпускают.
Идеальный праздник для туриста — чтобы он был как бы не для туристов сделан. Вроде это аборигены сами развлекаются. Но туристы могут вообразить себя аборигенами и тоже поучаствовать.
Копирование чужих наработок в праздничном деле не проходит. Пытались у нас сделать пивной фестиваль, как в Мюнхене. Получается не Октоберфест, а пьянка с загаженными газонами и кривыми мордами (немцы, когда пьют, они же и гадят аккуратнее).
Пробовали карнавал, как в Рио–де–Жанейро. Опять не выходит — получается советская демонстрация: районы идут колоннами, народ по бокам стоит за спинами полицейских.
Что делать? Провести ревизию наших праздничных дат в поиске самых антиглобалистских. Я обнаружил в нашем календаре два таких праздника: 8 Марта и День ВДВ.
8 Марта многие считают праздником идиотским, придуманным по странному поводу какой–то Кларой Цеткин. Но как раз в этом идиотизме и скрыта его привлекательность. Иностранцам такое немотивированное безумие, безусловно, интересно. 8 Марта — это то немногое, что отличает нашу страну от прочего одинакового мира. В этом и есть наше национальное своеобразие, на которое нужно ловить иностранных туристов.
23 Февраля никакого своеобразия не имеет. И, следовательно, никакой инвестиционной ценности не представляет. Его запросто можно ликвидировать как праздник, но оставить как выходной, чтобы мужчинам не было обидно.
День ВДВ. В этот день все десантники купаются в фонтанах. Вот это настоящая традиция, которую надо зафиксировать, всячески поддерживать и развивать. Легко продвигается на Западе и в странах третьего мира.
Праздники для внутреннего потребления у нас стандартны. Их много, на них тратят бюджетные деньги. День города (45 млн рублей в ценах 2017 года и только по линии комитета по культуре), День знаний (18 млн), День славянской письменности (10 млн), День России (15 млн), День народного единства (5 млн). И еще много всяких дней.
И требования к проведению праздников у чиновников примерно одинаковые: "Представление должно быть театрализованным, ярким, с постановкой не менее четырех массовых номеров с единовременным участием не менее 100 человек…" Это из задания на проведение Дня знаний.
Что неправильного в таком празднике? Что народ в нем участвует в качестве пассивного зрителя. Пришел, посмотрел, поехал домой.
Запоминаются другие праздники. Вот в Лондоне тоже есть карнавал. Он не как в Бразилии. В нем участвуют только самодеятельные организации: общество любителей шляпок, кружок ценителей машинок "Зингер", группа собирателей трехколесных велосипедов… И все это вперемешку со школьными оркестрами по городу ходит. Крайне мило, потому что никакого официоза.
На Азорском острове Сан–Мигель столкнулся с другим праздником — пытался проехать через город Вила–Фанка–ду–Кампа, — но не вышло: все улицы жители завалили гортензиями (они там на каждом углу растут). И новые корзины с цветами подносят. В общем, весь праздник состоит в том, чтобы сначала заполнить город цветами, посмотреть, у кого улица более заваленной получилась, а потом все убрать.
То есть когда народу дают возможность выражаться — сразу все интересно получается. Народ сам себя очень ловко развлекает. И у нас так же: по Невскому ему нравится без машин ходить. И по ЗСД на велосипедах кататься. Вот в какую сторону надо начальникам про праздники думать.
Сергей Балуев, главный редактор журнала "Город 812" специально для "ДП"