"Сколково" показало горизонты. На бизнес-фестивале решали, как заработать в Китае и изменить Россию

Автор фото: "Сколково"
Автор фото: "Сколково"

В кампусе бизнес–школы "Сколково" 22 сентября состоялся бизнес–фестиваль. Предприниматели со всей страны собрались, чтобы обсудить темы, важные для малого бизнеса как в обоих столицах, так и в небольших российских городах.

Тренды и тонкости

Удивительно, но одной из самых востребованных для участников тем стали правила и возможности ведения бизнеса в Китае, выход на китайские рынки с их безграничной финансовой емкостью. Например, выступление Олега Ремыги, руководителя направления "Китай" Института исследований развивающихся рынков "Сколково", прошло с аншлагом, люди даже стояли в проходах. Специалист рассказал, как кланы и межсемейные связи влияют на начало работы иностранной компании на рынке Китая. Он посоветовал при заключении контрактов иметь дело только с первыми лицами компаний и ни в коем случае не с менеджерами по продажам и другими подобными сотрудниками. Олег Ремыга отметил также, что в Китае уже никто не покупает нон–фуд в офлайне: практически все товары китайцы заказывают в интернете, а сайт "Алибаба" до 40% своего дохода зарабатывает на рекламе товаров и услуг.
Тему бизнеса в Китае поддержал московский предприниматель Алексей Зюзин, основатель бренда моющих средств Sinergetic. Он рассказал, как сумел вывести свой продукт на рынок этой страны, закрепиться там и продавать товар в 3,5 раза дороже, чем в России. "В Китае ценится все с приставкой "эко", особенно продукты питания, а также экотовары, которые старается покупать активно растущий китайский средний класс", — рассказал предприниматель и добавил, что средняя заработная плата в крупных городах Китая — $2000, потому покупательная способность населения непрерывно растет. "При этом две трети товаров продается в период промо", — разъяснил эксперт новые тренды в продвижении. Кроме того, Китай — это единственная страна, где все жители любят россиян, а "все девушки хотят выйти замуж за Путина".
Алексей Зюзин, основатель бренда Sinergetic
Автор: "Сколково"

Другая Россия

Но не только Китай привлекал своими возможностями участников форума. Вторая популярная тема — "Как сделать Россию другой".
"Не важно, чем ты занимаешься, производством обуви или аудиторскими услугами, — сообщил предприниматель, партнер–соучредитель "Сколково" Рубен Варданян, — у тебя должен быть департамент всего нового, изучения новых трендов, иначе твой бизнес скоро не будет иметь смысла". Он рассказал, что в Корее укрепляется, например, модный сверхдоходный бизнес — клонируют домашних питомцев. "$100 тыс. — и вы получаете нового питомца, точно такого же, как тот, что жил с вами рядом много лет", — сказал Рубен Варданян.
Людей в мире пока не клонируют, однако одна из важнейших задач современного бизнес–сообщества — добиться, чтобы границы между физическими возможностями людей были стерты и были созданы равные условия жизни каждого для человека. Бизнес–ангел Андрей Давидюк, основатель компании "Моторика", узнав, что в мире к 2020 году будет проживать 1 млрд инвалидов, запустил производство роботизированных протезов. "Наша компания — крупнейшая по протезам рук в Восточной Европе, — сказал он, — скоро мы выпустим нейророботизированные протезы рук, подключенные к нервной системе человека, в которые встроен Wi–Fi. В России нам уже тесно, и мы организовали продажи в восьми странах".
К 2050 году, продолжил предприниматель, 20% людей на Земле будут жить с инвалидностью, в том числе с ментальной, причина этого, как ни странно, — развитие здравоохранения, в том числе перинатальной медицины.
Соответственно все больше запросов в обществе будет поступать для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кто придумает новации в этом направлении — тот сможет заработать и развиваться.
Бизнесу нужно меняться вслед за клиентами. Ментально обновленные с помощью интернета и новых технологий россияне — кто они? Политолог Екатерина Шульман привела данные статистики, что средний россиянин — это женщина 39 лет, ее фамилия Смирнова, у нее "чуть меньше двух детей", она живет в городе и работает в сервисе. Отсюда вытекают два тренда, которые надо учесть предпринимателям: урбанизация и старение населения, увеличение продолжительности жизни. "Если люди не голодают и их не убивают, они начинают интересоваться несъедобным", — сделала вывод Екатерина Шульман. Предпринимателям надо приспосабливаться к новой ситуации.
Предприниматель и сооснователь бизнес–школы «Сколково» Рубен Варданян и Марат Атнашев, ректор учебного заведения
Автор: "Сколково"

Перезапустить Торжок

Бизнесу совсем необязательно заниматься решением только глобальных проблем. Иногда достаточно попытаться изменить уклад жизни совсем небольшой территории. Татьяна Соколова, автор проекта "Экспедиция в Торжок", еще не будучи предпринимателем, приезжала из Москвы в родной город и слышала постоянные жалобы, что "мы тут живем и мучаемся".
В 2015 году она решила "перезапустить Торжок" и развивать здесь туризм. "Почему турист из Москвы непременно должен поехать в Торжок?" — задумалась Татьяна. И нашла ответ: "Мы придумали тематическое путешествие: "Экспедиция в Торжок". С тех пор прошло 2 года, у нас уже побывали 900 гостей из столицы. К нам подтянулись горожане — из тех, кто пожил где–то еще и вернулся". Вместе с жителями города был сделан урбанистический парк на берегу реки Тверца, поставили шкаф с книгами и стали проводить встречи.
"Перенимать опыт приехали другие города. Мы выиграли государственный грант на 50 млн рублей, — добавила Татьяна Соколова, — и своей активностью добились того, что осенью из Москвы в Торжок будет ходить "Ласточка".
Подводя итоги форума, Марат Атнашев, ректор бизнес–школы "Сколково", рассказал, что с момента запуска в 2008 году школа подготовила 2200 выпускников, в том числе 92 из Петербурга. Пожалуй, самым известным выпускником школы в регионе стал Дмитрий Ялов, заместитель председателя правительства Ленобласти.
В этом году впервые будут разыграны гранты на частичную и полную оплату обучения. На гранты подано уже 2259 заявок, из них 141 заявка — из Петербурга.