Приговорили к конкуренции. Петербургские ГУПы оказались под угрозой ликвидации

Автор фото: Михаил Метцель/ТАСС

В Москве готовят закон, которым за 2 года должны быть ликвидированы практически все петербургские ГУПы. Конечно, ни один закон не реализуется так, как написан. Но понятно, что с его вступлением мало в этой сфере не покажется никому. Правительство уже одобрило законопроект, и теперь он должен быть внесен в Думу. На практике это означает, что его принятие почти неизбежно.

Закон запрещает создавать ГУПы. Но есть исключения: это можно делать определенным федеральным органам власти и по прямому федеральному закону или президентскому указу. Имеют право на жизнь ГУПы, работающие на оборону, а также в сфере естественных монополий.
Те ГУПы и МУПы, которые уже существуют и не попадают в вышеприведенный список, должны быть ликвидированы или реорганизованы до 1 января 2021 года.
Если этого не произойдет, ФАС будет обращаться в суд с иском о ликвидации. Кроме того, это ведомство получит полномочия по выдаче индульгенций: оно будет определять, соответствует ли ГУП новому закону или нет.
Антимонопольная служба с момента прихода к ее руководству Артемьева не скрывает своей нелюбви к унитарным предприятиям.
Как сообщили ее представители в ходе обсуждения законопроекта, на начало года в России количество унитарных предприятий составило 18 624 и за 5 лет выросло на 39%: "Участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках и влечет их монополизацию".
Петербургское управление антимонопольной службы тоже в тренде. В конце прошлого года оно даже опубликовало справку под названием "Несколько примеров деятельности ГУПов на конкурентных рынках".

Борьба за конкуренцию

В число таких ГУПов попали следующие предприятия, обслуживающие Смольный: автобаза, гостиничное управление, комбинат питания, операторы нескольких информационных систем, телефонная станция, а так же ГЦРР (в части праздничного оформления города), ГУП "Ритуальные услуги" и т. д. При этом часть из них реорганизовались в государственные учреждения, но ситуацию на рынке это не изменило.
Кроме того, с конца прошлого года петербургское УФАС начало успешную борьбу против городского закона, позволявшего чиновникам без конкурса заключать контракты с ГУПами, работающими в ряде конкурентных сфер экономики. После долгой судебной тяжбы по поводу автомобильного обслуживания депутатов и чиновников сначала Городской, а потом и Верховный суды запретили размещать такие заказы без конкурсных процедур. Весной этого года ЗС соответствующим образом скорректировал закон.
Однако и после этого контракты с ГУПами постоянно оказываются в поле зрения ФАС. Так, в апреле она безуспешно пыталась в суде отменить договор о перевозке депутатов, заключенный ЗС с единственным поставщиком — государственной автобазой "Смольнинское".

Бани и энергетика

Как раз сейчас в ведомствах началось активное обсуждение законопроекта. Вчера, например, по данным "ДП", представители ряда крупных петербургских ГУПов ездили в Совет Федерации на совещание по этому поводу. В комитете имущественных отношений (КИО) изданию сообщили, что он не привлекался "к участию в разработке и рассмотрению этого законопроекта".
Всего в Петербурге 45 государственных унитарных предприятий и 2772 государственных учреждения, сообщили "ДП" в КИО. Большая часть предприятий подчиняется трем ведомствам: комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка, комитету по энергетике и инженерному обеспечению (КЭИО) и комитету по благоустройству.
Петербургские ГУПы связаны с энергетикой, теплоснабжением, ЖКХ, благоустройством, связью. Часть работают в сфере услуг и торговли. Но львиная доля относится к естественным монополиям и занимает главенствующее положение на своем рынке.
Совокупная выручка городских ГУПов — около 140 млрд рублей. Заметное положение на рынке у Петербургского метрополитена с выручкой в прошлом году 35 млрд рублей, ГУП "ТЭК СПб" (29,6 млрд рублей), "Водоканала СПб" (32,5 млрд рублей), "Горэлектротранса" (12,5 млрд рублей), "Пассажиравтотранса" (13 млрд рублей).
Отметим, что некоторые госпредприятия на равных конкурируют с частными компаниями. Одно из таких — ГУП "ГУИОН" (Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости).
До 2014 года единственным оценщиком государственных объектов в Петербурге было именно оно. Потом, по настоянию антимонопольной службы, на подобные работы стали проводить тендеры. В 2017 году это привело к демпингу на рынке и срыву ряда крупных контрактов. В 2016 году Смольный затеял реформу ГУПа, и ГУИОН должно было превратиться в ГБУ, получив полномочия по определению кадастровой стоимости, однако этого не случилось.
По данным самого ГУПа, госконтракты приносят ему в последние годы от 6 до 10% дохода. В пресс–службе ведомства вопрос о возможных изменениях не прокомментировали.
Большинство городских ГУПов не ответили на запросы "ДП", некоторые посоветовали обратиться за комментариями в правительство Петербурга.
В ГУП "Ленводхоз" ответили: "Официально информация до нас не доводилась, будем готовы комментировать, когда нам что–то скажут".

Что ждет предприятия

Само по себе принятие такого закона — не катастрофа для ГУПов. Они могут быть преобразованы в государственные бюджетные или казенные учреждения либо акционированы.
В отличие от унитарных предприятий, учреждения имеют гораздо меньше финансовой и хозяйственной самостоятельности и живут по смете.
В случае акционирования ГУПы, наоборот, становятся такими же игроками рынка, как и остальные, но их собственником является государство.
Главное — перестав быть государственными предприятиями, они должны перестать пользоваться финансовыми преференциями от государства. Именно против такой поддержки в первую очередь и выступает ФАС.

Все ляжет на бюджет

Однако на практике реорганизация ГУПов принципиально ситуацию не изменит. Город сохранит возможность финансировать и учреждения, и акционерные общества (финансирование может проводиться в виде взносов в уставный капитал), хотя теперь делать это будет несколько сложнее.
"Если говорить о переходе ГУПов в государственные учреждения, то госорган вправе это сделать, но тогда содержание предприятия полностью ложится на бюджет. Например, после реорганизации ГУП "Городской центр управления парковками" в ГКУ расходы на его содержание увеличились в 11 раз. Насколько это выгодно городу — вопрос к местным властям, — прокомментировал "ДП" такой сценарий заместитель руководителя СПб УФАС Вячеслав Тукаев. — Что касается субсидий, то если они будут преимущественно выдаваться ГКУ или АО, преобразованным из ГУПов, то это, безусловно, привлечет внимание местного УФАС".
Тем более, продолжает Тукаев, такой прецедент уже был: комитет по транспорту в нарушение ст. 15 Закона о защите конкуренции при расчете субсидий создавал преимущественные условия своему подведомственному ГУП "Пассажиравтотранс". Суды подтвердили правоту антимонопольного органа.
Ну и наконец, крупнейшие городские ГУПы могут попытаться воспользоваться статьей закона, позволяющей не реорганизовывать предприятия, работающие в сфере естественных монополий. Впрочем, ФАС недвусмысленно дала понять, что в первую очередь хочет ликвидировать именно их.

Деньги — не главное

Главное прямое следствие и реальная угроза нового закона — не в сокращении государственного финансирования ГУПов, а в той масштабной реорганизации, которая неминуемо за ним последует. И, во–первых, резко увеличит нагрузку на КИО, и так последнее время вызывающий много нареканий своей неповоротливостью. А во–вторых, может привести к серьезным кадровым перестановкам. За креслами большинства руководителей крупных ГУПов стоят длинные очереди претендентов, каждый из которых имеет своих лоббистов. Реорганизация, требующая формальных переназначений, — отличный повод, чтобы попытаться перехватить контроль над ними.
Я работаю в отрасли обращения с отходами 44 года, начинал в советское время. С тех пор хорошо понимаю, что значит сидеть за рулем своей машины, а что — за рулем машины предприятия. Частный владелец рискует всем. Руководителя госпредприятия за неэффективное управление даже не наказывают — просто перемещают на другую должность. Президент РФ Владимир Путин сказал: не дело, что при чиновниках есть ГУПы, которые работают на конкурентном рынке. У нас все сделано наоборот. Одни только управляющие домами компании — сколько головной боли от государственных! Считаю, что ГУП в сфере обслуживания вообще не должно существовать.
Анатолий Язев
гендиректор и совладелец АО "Автопарк №1 Спецтранс"
У нас нет конкуренции с МУПами. Муниципальные предприятия даже близко не смогут подойти к петербургскому рынку озеленения, где заказчиками выступают частные ВИП–клиенты. Другие наши клиенты — это жилые комплексы комфорткласса и общественные территории, которым также нужны достаточно высокое качество и интересные решения. Этого МУПы тоже не могут предложить: нет персонала, возможностей, поэтому мы и тут не пересекаемся. Муниципалы делают в основном то, что устраивает непритязательных заказчиков. К примеру, есть застройщик, ему нужно построить дом и по закону провести какое–то типовое озеленение, вот это они и могут сделать с минимальными затратами усилий и средств.
Алексей Скибин
гендиректор ландшафтной компании ООО "СпецпаркДизайн"

В контексте

Допустима ли конкуренция там, где необходима бесперебойная работа, — вопрос дискуссионный. Монополия городских служб обычно не подвергается сомнению как нечто само собой разумеющееся. Но, может быть, это всего лишь советский пережиток, преодолеть который непросто.
Унитарные предприятия — особенное явление в мире государственного управления. В принципе, их необходимость обосновывалась тем, что раньше называлось термином «единство городского хозяйства». Есть некие процессы, которые должны просто быть всегда, и их гарантирует власть. Соответственно, власть и должна иметь монопольную возможность их контролировать.
Условно говоря, у горожан из крана всегда должна течь вода. И поэтому государственное предприятие "Водоканал" существует в неразделимом виде. А если "Водоканал" станет акционерным обществом, то существует теоретическая возможность конфликта акционеров или банкротства, в результате которого вода из части кранов может, например, вдруг перестать течь. И не потечет, пока недовольные горожане будут ждать разрешения конфликта.
Со временем, однако, такая форма собственности показалась удобной и в других сферах — где монополия вроде бы с одной стороны тоже вполне уместна, но если посмотреть внимательнее, то, с другой стороны, не так уж, кажется, и необходима. К примеру, обязательно ли столовой в резиденции петербургского ЗС иметь статус ГУП? Конечно, так удобнее получать субсидии из бюджета — это бесспорно. Но не может ли столовая работать без субсидий, как тысячи других столовых?
Инициатива ФАС с точки зрения развития конкуренции выглядит здравой. Часть основных ГУПов, очевидно, спрячется за "деятельность в сферах естественных монополий", другим придется переформатироваться в АО или даже ООО. Преобразовались же в свое время в акционерные общества многочисленные жилкомсервисы — и ничего страшного не произошло. Хуже точно не стало. Частный трамвай вот недавно появился. Может быть, от частного акционера в тех же пассажирских перевозках только польза будет. Или даже в водоснабжении.
Есть, впрочем, подозрение, что форма собственности — лишь средство, а поставленной цели в виде обеспечения монопольного статуса можно достичь и другими способами. Принять несколько поправок в отдельные законы, что позволит иметь особые права отдельным акционерным обществам по уникальному признаку, создать институт "ООО специального значения", поставить рогатки на пути вхождения частника в капитал городского АО. Много чего можно придумать — как показывает практика, в деле защиты привилегий упорство и фантазия отечественного чиновника не знают границ.