Преображение Васиной деревни. Европейское прошлое и демократичное настоящее Васильевского острова

Автор фото: Антон Ваганов
Автор фото: Антон Ваганов

Из–за расположения на островах Василеостровский район оказался обделен роскошными дворцами. Зато избежал грохота парадов, а недостаток пустой помпезности императорской столицы с лихвой компенсирует имидж построенного по–европейски центра науки и искусства.

Василеостровский район — один из старейших в Петербурге, как Петроградский и Центральный. И еще один несостоявшийся претендент на роль городского центра.
Развиваться по–европейски он начал в первой четверти XVIII века благодаря буйной фантазии и кипучей энергии Петра Алексеевича. Планировку острова территории разработал Доменико Трезини. Ее основой стали пересекавшие три проспекта линии, которые должны были стать каналами. Здесь планировались порт, правительственные и административные учреждения.

И хоть голландцем мог не быть…

Однако из–за сложностей с коммуникацией и логистикой Васильевский остров как центр удачным оказался не более Петроградского. А из–за отсутствия денег планы императора вылились в обычное прожектерство. Еще одним Амстердамом Васильевский не стал. Линии не превратились в каналы, а те из них, что успели отрыть, пришлось засыпать.
И все же застраивался Васильевский остров гораздо быстрее Петроградского. И для расположения административных функций оказался пригоден больше своего восточного соседа. Здесь построили биржу, Двенадцать коллегий, Академию наук, Кунсткамеру, Горный институт, Академию художеств, Морской корпус. На выходящих к берегу Малой Невки территориях острова Голодай (Декабристов) начала формироваться промзона, существующая там и сегодня. В юго–западной части Васильевского острова заработали кожевенный и винокуренный заводы. Там же строилась Галерная гавань. А возле нее — матросская слобода.

…из камня строить был обязан

Изолированность территории все–таки сказывалась на скорости развития территории. Основное строительство велось в восточной части острова. Через 50 лет после начала застройки она продвинулась только до 13–й линии. Дальше были леса и пастбища. К концу XVIII века территория острова была освоена до 25–й линии. Впрочем, в отличие от Петроградской, здесь не только не запрещалось, но и поощрялось строительство из камня. Еще в 1719 году вышел указ, предписывающий возводить на набережных исключительно каменные дома.
Внутри острова застройка велась по типовым чертежам Трезини. Однако земля большой ценности не представляла. Люди селились небогатые — мелкие чиновники, преподаватели университета, студенты и представители богемы. Для них возводили доходные дома с недорогими квартирами.
Васильевский остров известен также едва ли не самыми мрачными во всем Петербурге трущобами. Назывались они Васиной деревней и располагались между 17–й и 18–й линиями, Большим пр. и Средним пр. "Деревня" состояла из 12 домов. В них было зарегистрировано около 12 тыс. жителей, но проживало вдвое больше. Среди жителей — кондукторы, почтальоны, вагоновожатые, нищие и откровенные подонки общества. Местечко не раз становилось очагом эпидемий скарлатины и дифтерита. Вместе с физической заразой хорошо уживалась нравственная — разврат, пьянство, торговля детьми, распущенность нравов и азартные игры.
В апреле 1914 года трущобы едва не сожгли, настолько их вид шокировал членов Городской санитарной комиссии. Однако из–за невозможности расселения Васину деревню пощадили. Трущобы снесли уже при другой власти в 20–е годы. В 30–е на их месте построили конструктивистские пятиэтажки для рабочих.
К концу XIX века на Васильевском острове стали появляться доходные дома с дворами–колодцами. В это время строительство там велось наиболее интенсивно. Тем не менее почти нетронутыми оказались остров Голодай и территория Гавани. За Голодай, ставший к тому времени островом Декабристов, принялись во второй половине прошлого века. В Гавани появился микрорайон кирпичных сталинок и хрущевок. Хрущевки распространились и севернее — до ул. Нахимова. Еще севернее, за рекой Смоленкой, строители появились только в 70–е годы. Спрямили русло реки, построили новый микрорайон и станцию метро "Приморская".

Когда возраст не в счет

Сегодня застройщики осваивают последние свободные участки земли и все ближе подбираются к уже не один век существующим вблизи берегов промзонам. "Основная тенденция застройки Васильевского острова — расформирование старых неактивных производств и строительство на их территории жилых комплексов, — говорит директор центра инвестиций в недвижимость Becar Asset Management Катерина Соболева. — В числе таких проектов "Палацио", Docklands, "Самоцветы". Другой путь — освоение намывных территорий".
Однако, несмотря на солидный возраст Васильевского острова и более интересную, чем у Петроградской стороны, историю, жилье здесь строят попроще. По данным Knight Frank St. Petersburg, основной объем жилья (52%), возводимого на острове, относится к классу масс–маркет. И будущее премиального анклава вроде существующего на Крестовском острове или формирующегося на Петровском не грозит даже намывным территориям.
По мнению руководителя отдела исследований Knight Frank St. Petersburg Светланы Московченко, намывные территории могли бы стать новой зоной строительства жилья бизнес–класса. Для проектов премиум–класса, несмотря на берег Финского залива и прекрасные видовые характеристики, это место не подходит. "Элитным может считаться жилье, построенное в исторической части острова, на территории от Стрелки до примерно 15–й линии, преимущественно южнее Среднего пр., — говорит Светлана Московченко. — Поэтому создать элитный анклав на намывных территориях вряд ли получится. Особенно в условиях тесного соседства с уже построенными объектами массового спроса. На Крестовском и Петровском островах подобных объектов класса масс–маркет нет".
Сегодня в Василеостровском районе возводится 16 жилых комплексов общей площадью 586 тыс. м2. Для сравнения, в Петроградском районе — 26 комплексов, в Центральном — 23.