Русские в Китае. Как вывести компанию на азиатский рынок

 

Моей истории знакомства с Азией уже 14 лет. Интерес к Китаю появился, когда я учился по программе MBA в московской бизнес–школе. Тогда получил первый бизнес–опыт работы с китайскими игроками — по продаже пассивного сетевого оборудования: розеток, автоматики. Потом сотрудничал с европейцами, но вскоре переключился на Китай. Как и многим предпринимателям, мне азиатский рынок показался заманчивым, ведь за последние 30 лет экономика Китая сделала огромный скачок вверх. Мы нашли там отличных поставщиков и реализовали продукцию.
В рамках бизнес–коучинга мы развиваем два глобальных направления: китайское с 2006 года и вьетнамское с 2014 года. За время работы с предпринимателями поняли, что ключевые ошибки любого российского бизнесмена описываются поговоркой: "Не хочу учиться, хочу жениться". Митрофанушка один раз так сказал, и у нас до сих пор все следуют его совету.
Предпринимателю не нужно бояться внешнеэкономической деятельности. Необходимо уделять внимание изучению техник ведения переговоров с китайскими партнерами. Также важно понимать специфику внешнеэкономической сделки. Идет речь об экспорте или импорте, неважно, главное — логистика. Предпринимателю важно прийти к осознанию того, что сделка не осуществлена, пока не доставлен товар. Поэтому в обязательном порядке придется изучить специфику таможенного контроля и правила налогообложения той или иной продукции. Большинство предпринимателей, стремящихся к выходу на азиатский рынок, не понимают, что происходит с их товарными потоками, и расплачиваются за это собственными деньгами, в том числе оплачивая бесконечные штрафы. Если вы заинтересованы в работе с Китаем, то мой вам совет: начните, а потом сделайте небольшую паузу и постарайтесь понять, как условия другого рынка могут повлиять непосредственно на вашу компанию, на то направление бизнеса, которое вы выбрали.
Сейчас ни для кого не секрет, что около 80%, а в некоторых отраслях и все 90% продукции производится в Китае или китайскими компаниями. В силу неконкурентоспособности некоторые отрасли закрыты для российского экспорта. Так, мы никогда не сможем поставлять в Поднебесную одежду, ведь эта страна — крупнейший производитель швейной продукции. Европейским брендам удается сбывать в Азии наряды только премиум–класса. Российских поставщиков мы за годы работы с Азией так и не встретили. Также установлены большие ограничения на поставки зерна и мяса. Ввоз в Китай пшеницы разрешен только из Алтайского и Красноярского краев, Омской, Амурской, Новосибирской и Челябинской областей. Есть ограничения по поставке молока. Срок годности продукции должен составлять не менее года. Активным поставщиком молока в Китай из числа наших соседей считается Белоруссия. Экспортом молока занимается, например, их компания "Милкавита".
Тем не менее для тех, кто делает акцент на упаковку, качество и экологичность продуктов, Китай представляет огромный рынок сбыта. Ассортимент продукции, которую поставляют из России, — от вина, продуктов питания до техники. Рынок гигантский, ведь население Китая больше 1,5 млрд человек. Если же компания выбирает между Китаем и Вьетнамом, то я бы советовал обратить внимание на второй вариант. Там ниже конкуренция, дешевле рабочая сила, да и к русским относятся лучше.
Константин Савкин, генеральный директор ООО "Кэпитал ВАСТ"