Трудно быть гимназистом в Российской империи
Раньше у нас детей учили, а теперь будут просвещать. Не знаете, чем одно отличается от другого? Это несложно — образование учит, что слово "корова" пишется через два "о". А просвещение объясняет, как про эту корову положено говорить. В России это важно. Губернатор Полтавченко предложил переименовать комитет по образованию в комитет просвещения. Объяснил — потому что петербургская школа уже вышла за рамки образования и занимается теперь просвещением.
Хорошо сказал. На самом деле ничего оригинального в идее этого переименования нет — только что в России организовали Министерство просвещения. И теперь в регионах тоже будут переименовывать.
На федеральном уровне просвещение придумали вовсе не для того, чтобы вспомнить просветителей — Вольтер там, Дидро, Екатерина II. А потому, что надо отстроиться от закрывшегося Минобразования. И с отсылкой "на дореволюцию" — до 1917 года в империи было Министерство народного просвещения, и вроде тогда детей просвещали правильно.
Тут ключевое слово "правильно". И тогда важно было уметь делать правильно. И сейчас — тоже.
Был в России в те далекие дореволюционные времена известный публицист Влас Дорошевич (он умер в Петрограде при большевиках в 1922 году). Российское просвещение ему не нравилось. Он написал по этому поводу некоторое количество текстов. В частности, историю про то, как пишут сочинения во Франции и в России. Зашел как–то Дорошевич в Париже в знакомую семью. А там радость: сын получил за сочинение отметку "очень хорошо".
Понятно, что приличный человек должен делать вид, будто страшно интересуется успехами чужих детей. Поэтому Дорошевич попросил показать ему это сочинение. Оказалось, что детям дали задание сходить в зоосад и описать его в форме письма к товарищу из провинции. И вот французский ребенок — остряк и немного лентяй — закончил свое коротенькое сочинение так: "Впрочем, для того, чтобы познакомить тебя со всеми чудесами Jardin d’acclimatisation, мне пришлось бы написать целую книгу. Может быть, когда–нибудь я это и сделаю. Но, принимая во внимание мою лень, я уверен, ты сам до тех пор успеешь посмотреть все своими глазами".
Учитель ужасно смеялся, когда читал место про лень.
В России, пишет Дорошевич, за подобные шутки выгоняют из класса. Потому что вольности не вписываются в то, что писать в сочинениях положено. В России своя мысль непременно должна быть заменена мыслью узаконенного образца. Поэтому гимназисты тех времен и не пытались придумать что–то свое. Все равно не попадешь и ошибешься.
В провинции у Дорошевича был знакомый, очень чадолюбивый родитель. В дни заданных на дом сочинений на помощь приглашались адвокаты и литераторы. И вот сыну задали сочинение на тему "О пользе труда". Была созвана консультация. Собравшиеся излагали юноше полезные стороны труда. Юноша качал головой: "Это не годится. Придется пригласить Семена Пуприкова".
Семен Пуприков был гимназистом, знающим, как надо писать сочинения. Пуприкова пригласили обедать. До обеда Пуприков ничего не говорил, ел хорошо. После обеда он обвел всех строгим взглядом и объяснил, как надо писать сочинения о пользе труда.
Во–первых, необходим Демосфен. Будучи от природы косноязычен, он непрестанным трудом сделался знаменитым оратором. Тут надо вставить насчет камешков в рот. Затем обязательно сопоставить Демосфена с лаццарони. Лаццарони в Неаполе, довольствуясь ракушками, избегали труда — и что мы видим? Валяются целый день на солнце, вызывают негодование туристов. Это доказательство от противного.
"А посему, — сказал Пуприков, — убедившись на примере Демосфена в крайней пользе труда и сопоставив это с пагубными последствиями праздности, в коих убеждают нас лаццарони, будем же подражать Демосфену и избегать примера лаццарони. Это часть патетическая! Это всегда так пишется!"
Дорошевич уверяет (хотя придумал, наверное), что Тургенев за сочинение, написанное для гимназиста, получил тройку с минусом. А Щедрину за сочинение, написанное для дочери, поставили два. Щедрин, говорят, расстроился и объясняться поехал. Признался, что сочинение написал он. И это никого не смутило: "Да, но не так написано!"
В общем, трудно было гимназистам в Российской империи.
Сейчас проще. Не надо кормить обедом Семена Пуприкова — поиск выдает сайты с четкими алгоритмами, как положено писать сочинения для ЕГЭ.
Вступление: если знаете что–либо об авторе, можно написать несколько слов. Затем о впечатлении, которое произвел текст. Если впечатление отрицательное, лучше об этом умолчать. Затем пишем: "Проблема, которую автор затрагивает, важная (вариант: серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, назревшая). Потом — отношение автора к проблеме. Например: "Автор считает, что вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека". Затем изложение собственного мнения по проблеме. Вывод: "Я полностью согласен с мнением автора о том, что, не прочти ребенок этих драгоценных книг, он будет духовно обворован".
Все стало проще. Но и скуднее. Ни про каких Демосфенов и лаццарони уже писать не надо.
Впрочем, не стоит думать, что дети сами не понимают, как писать, чтобы получить пятерку. Если с литературой есть еще сложности, то с патриотическими сочинениями — уже нет.
"Настоящий гражданин России знает историю своей страны. Чтит память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству. Гражданин России всегда их соблюдает: платит налоги, ходит на выборы, служит в армии. Для меня быть гражданином России и быть счастливым человеком — это равнозначные слова".
Это цитата из реального сочинения, написанного в 2018 году. Вот это и есть просвещение.
Сергей Балуев, главный редактор журнала "Город 812", специально для "ДП"