Божественный способ. Крестный ход как туристическое событие

Крестный ход сродни карнавалу. Имеет шансы стать нашим главным туристическим событием.

Коллеги–журналисты, сходившие в среду на Крестный ход по Невскому, делились в Facebook впечатлениями. Очень, писали, на карнавал похоже. Ряженые казаки, граждане с иконам на палочках, пастыри и архипастыри в золотом, официальные лица в строгом, ряды курсантов и почетный караул. Искренности в их рядах коллеги не увидели и, кажется, по этому поводу расстроились.
Надо же не расстраиваться, а радоваться. Начиная с собчаковских времен, когда туризм был провозглашен одной из ключевых отраслей городской экономики, в Петербурге пытаются организовать для привлечения туристов разные карнавалы. Последние годы, правда, бросили, а до этого устраивали по несколько в год, и все — совершенно бездарные. Бедненько и казенненько. Такими туристов не то что не подманишь, а, наоборот, отвратишь. Если у тебя нет тысячелетних венецианских традиций или хотя бы бразильского климата, чтобы компенсировать их отсутствие голыми животами, то нечего и пытаться украсть чужую идею. Надо придумывать свою. Но с придумыванием у нас тяжело, поэтому выезжаем на одном Эрмитаже.
Однако всякий специалист по туриндустрии знает, что нет ничего хуже, чем завлекать туристов вечными ценностями, осмотр которых можно отложить на год, два или вообще до пенсии. Туристов надо завлекать событиями, которые можно увидеть или сейчас, или никогда.
И вот само небо сжалилось над нами и послало нам Крестный ход. Крестный ход — мечта любого туриста. Массово. Красиво. Национально. Такого не увидишь больше нигде. Идеальное время: не пик сезона, когда гостиницы переполнены, но еще и не так холодно, чтобы визит в Петербург проходил по разряду экстремального туризма.
Грамотная раскрутка Крестного хода поставит его в один ряд с крупнейшими карнавалами и парадами отдельных социальных групп в Европе и Латинской Америке. Можно не только посмотреть, но и поучаствовать, причем бесплатно. Может быть, вам даже подарят бумажную иконку.
А казаки? Со времен Заграничного похода русской армии 1814 года Европа сходит с ума по казакам. Австрийский хор Bolschoi Don Kosaken колесит с концертами по всему Старому Свету и поет за звонкие евро. А ведь еще неизвестно, что в нем за казаки! Тогда как на нашем Крестном ходе казаки самые настоящие или, по крайней мере, не менее настоящие, чем в Австрии. Ходят с иконами, машут нагайками и молятся совершенно бесплатно.
А клир? Столько бородатых людей в золотых рясах и митрах вы не видели со времен падения Константинополя в 1453 году. (Это, конечно, вранье — в Москве тоже есть, но пусть об этом московская мэрия рассказывает.) К тому же у нас в Крестном ходе ходит сам Милонов, а в Москве кто? Вы также можете посмотреть на руководителей Петербурга, которые существенно отличаются от ваших европейских мэров. Во–первых, они не геи. Во–вторых, у них суровые лица. В–третьих, достаточно и первых двух. Кстати, среди наших епископов вы не найдете ни одной женщины. Кроме того, участвуя в Крестном ходе, вы можете одновременно почувствовать себя русским оппозиционером в лайт–версии, потому что полиция ведет себя с богомольцами не очень–то вежливо, хотя и без дубинок. Наконец, в Крестном ходе нет карманников. Теоретически.
Уже одного этого, далеко не полного списка достаточно, чтобы оценить колоссальный туристический потенциал Крестного хода. Пугает, правда, то, что в этот раз людей, говорят, было меньше, чем в прошлый. Но, если за организацию Крестного хода возьмется комитет по туризму, ситуация, несомненно, немедленно исправится.