Ядреный дизель. Петербургскую "Дизель–энерго" обвинили в попытке диверсии на Запорожской АЭС 

 

Кингисеппский машиностроительный завод может оказаться замешан в международном скандале. Его дочерняя структура, возможно, вовлечена в расследование Службы безопасности Украины о российских диверсантах, сговорившихся якобы устроить техногенную катастрофу на Запорожской АЭС.
Как бы нелепо это ни звучало, но маркированные петербургским "Дизель–энерго" запчасти дизель–генераторов для резервного питания Запорожской АЭС стали причиной масштабной охоты на ведьм и реального уголовного дела с обвинением высокопоставленных украинцев в госизмене в пользу России.
Комплектующие для мощных дизель–генераторов на 5,5 МВт украинское ГП "НАЭК "Энергоатом" покупало вполне официально в рамках госзаказа с соблюдением всех формальностей. До одного из конкурсов были допущены две компании: местная — харьковская — и Raido Trading из дружественной Латвии. В ходе торгов латвийцы скинули цену на 35% и получили право поставить запчасти и провести монтаж дизель–генераторов на Запорожской АЭС.
Правда, по одной из версий, за латвийской фирмой стояла петербургская МК "Дизель–энерго", один из осколков закрывшегося в 2000–х годах всеволожского "Русского дизеля". Именно его продукцию, похоже, вывезли в Латвию, а затем доставили в Запорожье. Общая стоимость поставленного таким образом оборудования составила 12 млн евро. Контракты были исполнены еще в 2017 году. И никаких вопросов к ним тогда не было.
Поводом для скандала, возможно, стало письмо конкурирующего с МК "Дизель–энерго" обладателя интеллектуальных прав на продукцию "Русского дизеля" ПО "Дизель–энерго". С недавних пор эта компания перешла под контроль акционеров Кингисеппского машиностроительного завода (КМЗ), заметного игрока рынка обслуживания крупногабаритного энергетического оборудования.
В документах, сопровождавших петербургские дизели, значилось название именно ПО "Дизель–энерго". Но узнало об этом руководство компании уже задним числом, и, естественно, никакие деньги по украинскому атомному контракту до него не дошли. Гендиректор ПО "Дизель–энерго" Вадим Милющенко написал письмо в Генеральную прокуратуру Украины, назвав поставленные на АЭС детали контрафактными и предположив, что они на самом деле бывшие в употреблении.
Видимо, чтобы придать своей жалобе больше драматизма, Вадим Милющенко сообщил прокурорам, что он не может нести ответственность за оборудование, поставленное по такой схеме, так как не знаком с его техническим состоянием. И потенциально оно может ставить под угрозу жизни миллионов и повторение Чернобыльской аварии.
Украинские прокуроры передали письмо Службе безопасности Украины, и дело из плоскости экономического спора хозяйствующих субъектов сразу же переросло в более серьезное.
Судя по публикациям украинских СМИ, им уже хорошо известно о поставках дизелей на Запорожскую АЭС. Однако местная пресса не пишет о том, контрафактная ли это продукция, ее заботит сам факт того, что поставляемые запчасти — российского происхождения. Градус возмущения дошел до того, что стали появляться сообщения: якобы топ–менеджмент ГП "НАЭК "Энергоатом", представляющий интересы Запорожской АЭС, был завербован русскими для диверсий в украинской энергетике.

"Латвийская" схема

Согласно договорам (копии документов есть в распоряжении "ДП") между "Энергоатомом" и дилером ПО "Дизель–энерго" — латвийской компанией SIA Raido Trading, с самого начала предполагалось, что детали дизель–генераторов будут произведены в Петербурге. В этом не было никакой тайны. Ведь работавшие до сих пор в Запорожье дизели были сделаны именно там, и их капремонт с заменой основных запчастей логичнее всего было производить силами официального производителя, обладающего исключительными интеллектуальными правами на это оборудование. "Латвийская" схема, видимо, была обусловлена напряженными российско–украинскими отношениями.
Контракты были заключены в июне и декабре 2016 года на суммы 7,8 млн и 5 млн евро. Поставки продукции с завода–производителя на украинскую АЭС через латвийского посредника были запланированы на август–сентябрь 2016–го и март–июнь 2017 года.
Основные производственные мощности ПО "Дизель–энерго" располагаются в Петербурге, недалеко от Московских ворот, а также во Всеволожске — на месте бывшего завода "Русский дизель". В 2016 году все права на продукцию, комплект рабочей конструкторской документации, включая технические условия на поставку и ремонт, а также производственные мощности ПО "Дизель–энерго" перешли акционерам Кингисеппского машиностроительного завода. Его крупнейший пакет (60%), по данным СПАРК, у Джахид Халис Оглы Акперова. В октябре 2017 года КМЗ приобрел 100% акций ПО "Дизель–энерго".

Документы в порядке

По словам гендиректора КМЗ Анатолия Русина, со стороны Запорожской АЭС на петербургскую площадку был направлен украинский специалист для проверки качества оборудования и возможностей производственных мощностей, где фактически и изготавливались детали.
"Специалист оценил масштаб производства, качество продукции. Принял запчасти — не более десятой части контракта — и уехал", — рассказывает Анатолий Русин. Передача первой партии товара, по его словам, состоялась в апреле 2017 года, на сумму около 60 млн рублей, это около 6% общей стоимости контракта. Однако эта партия оказалась первой и последней отгруженной официальным производителем. Как говорят на КМЗ, ни от АЭС, ни от латвийского посредника после не поступало запроса на изготовление остальных деталей.

Два дизеля

Представители ПО "Дизель–энерго" выяснили, что поставки продукции от имени их предприятия осуществляло, по всей видимости, другое юрлицо с похожим названием — МК "Дизель–энерго". По данным СПАРК, компания зарегистрирована в 2015 году на соседней с ПО "Энерго–дизель" улице, а ее нынешний генеральный директор Алексей Лазарев — до мая 2016 года возглавлял ПО "Дизель–энерго".
"Сейчас, как нам известно, контракты закрыты. При этом КМЗ более никаких поставок не производил", — объясняет Анатолий Русин. На предприятии считают, что первая поставка на небольшую сумму якобы была необходима Raido Trading, чтобы получить вместе с товаром все необходимые документы, а для последующих партий, которые на КМЗ называют контрафактными, документы были подделаны.
Как рассказал в беседе с "ДП" Сергей Косцов, член совета директоров Raido Trading, подпись которого стоит на официальном госконтракте с "Энергоатомом", вся продукция, которую они получали, была аттестована и проходила через таможню со всеми необходимыми документами.
"Мне сложно комментировать разборки двух российских хозяйствующих субъектов. Я так понимаю, одного собственника не устраивает отгрузка от второго. Там серьезные люди, пусть сами разбираются. К нам приходил товар со всеми документами", — говорит Сергей Косцов.

Резервная копия

Остается неясным — действительно ли на АЭС была поставлена контрафактная продукция. Но в контексте последних событий обвинения ПО "Дизель–энерго" могут выглядеть реалистичными. Дело в том, что в августе 2018 года Алексей Лазарев был задержан в рамках дела о поставке контрафактного оборудования еще на одно стратегическое предприятие — ГУП "Петербургский метрополитен". На следующий день после задержания по этому делу Алексей Лазарев был отпущен под залог 2 млн рублей.
По версии следствия, глава МК "Энерго–дизель" в декабре 2015 года (фирма зарегистрирована 9 декабря 2015 года) поставил метрополитену контрафактное оборудование на 33 млн рублей. В Петербургском метрополитене отказались комментировать эту ситуацию. С Алексеем Лазаревым связаться не удалось: два номера его телефонов отключены, на sms он не ответил.
"ДП" направил официальный запрос "Энергоатому". Представители госконцерна сперва потребовали от "ДП" переписать его по шаблону и по–украински. Затем согласились прочитать по–русски. Но за день до публикации в "Энергоатоме" сказали, что не будут отвечать.

Запад волнуется раз

Washington Times обеспокоилась состоянием дизель–генераторов на Запорожской АЭС еще полтора года назад: писали про коррупцию и новый Чернобыль. В сухом остатке этой детективной истории с комплектующими для дизель–генераторов остается следующее: на крупнейшей в Европе атомной электростанции может находиться оборудование неизвестного происхождения.
Если исходить из известной информации, то получается, что подавляющая часть комплектующих на площадке КМЗ не производилась; тем не менее в Латвии объявилась полная партия оборудования, прошедшая таможню, "со всеми документами". Она и отправилась в Запорожье.
Что это за оборудование, откуда оно взялось, каково его техническое состояние и кто за него отвечает, доподлинно неизвестно. Есть предположение, что его сняли с закрытой в 2009 году Игналинской АЭС, но это гипотеза.
На ЗАЭС уже не впервые приходит подобным образом сомнительное оборудование. Не далее как в феврале СБУ уже подозревало там диверсию — вместо 12 электронасосов с Сумского завода по контракту с "Энергоатомом" на ЗАЭС пришли и были установлены какие–то "левые" изношенные насосы из Тирасполя. Интересно, а там много еще такого куплено?
Обозреватель Washington Times Тодд Вуд еще в марте прошлого года в статье "Украинская коррупция накрывает Европу ядерной пеленой" волновался по поводу дизель–генераторов на Запорожской АЭС.
"Инспекция обнаружила, что аварийные дизель–генераторы, предназначенные для охлаждения реакторов в случае отключения энергии, неспособны выполнить предназначение, — говорил он. — Неисправные генераторы были причиной катастрофы на АЭС "Фукусима" после того, как цунами разрушило систему энергоснабжения реактора".
Статья вообще была посвящена коррупции в украинской атомной энергетике. "Энергоатом", предупреждает автор, пользуется услугами сомнительных фирм, принимает опасные решения, игнорируя стандарты безопасности, контролирует инспекцию по ядерному регулированию. Международные же инспекции проводятся редко и для проформы. Тодд Вуд называет ситуацию крайне опасной для Европы. Тем временем продолжается упомянутое Вудом расследование НАБУ о крупных взятках, которые "Энергоатому", предположительно, платил один чешский концерн.
Можно, желая избавиться от контактов с Россией, привлекать иных поставщиков ядерного топлива (хотя оно не предназначено для сделанных в СССР реакторов, и это рискованно). Но все–таки не любой ценой. Должны быть вещи неприкасаемые. Атомная энергетика в том числе. А пока Минобороны РФ по следам истории инициирует законопроект об ответственности за контрафакт оборонной продукции. Если это кого–нибудь успокоит.
Представьте ситуацию: вам нужно выбрать между старым советским дизелем и новым наноэлектромотором. Что вы выберете? Правильно! Тот, что сделан качественно, — и именно он и будет работать надежно. Для покупателя проблемы что красоты, что копирайта — на десятом месте. Делайте качественный продукт — продадите больше и для репутации полезнее!
Лема Идрисов
генеральный директор ООО "Энергия Плюс"
Моя компания сталкивалась с контрафактной подделкой продукции: наши же сотрудники «выносили» технологии за пределы производства. Часть изделий можно изготовить и на предприятии, а другие — за его пределами. Вся эта история произошла лет двадцать назад, но я думаю, дело не во времени, а в людях — такие, как мы видим, встречаются и сейчас. Чтобы обезопасить свою продукцию от подделки, мы теперь наносим на изделия специальную лазерную маркировку. Подделать документы легко, они уже не могут быть единственным подтверждением того, что перед вами оригинальная продукция.
Валерий Парфенов
гендиректор ГК "Взлет"