Оскаровские смотрины. В Лидо завершается один из главных киносмотров планеты

Автор фото: flickr.com
Автор фото: flickr.com

Чем запомнится 75–й Венецианский кинофестиваль, вне зависимости от того, как именно будут распределены призы? По просьбе "ДП" рассуждает журналист телеканала "Кино ТВ" Максим Заговора.

Второй раз за 3 года Венецианский кинофестиваль открылся картиной Дэмьена Шазелла с Райаном Гослингом в главной роли. В 2016–м "Ла–Ла Ленд" стал самым навязчивым фильмом сезона, получил шесть "Оскаров" и в максимально неловкой форме лишился седьмого — мы навсегда запомним эту путаницу с карточками и растерянное лицо Уоррена Битти на главной номинации. Новая работа режиссера, "Первый человек", — безусловная заявка на реванш. Образцовый патриотический блокбастер о Ниле Армстронге — космонавте, совершившем тот самый "маленький шаг для человека". Большим скачком для Шазелла–режиссера фильм, увы, не стал, фестивальная публика разошлась после премьеры, пожимая плечами, но вряд ли американским киноакадемикам есть до этого хоть какое–то дело. "Первый человек", являясь, по сути, лишь люксовой версией "Времени первых", обречен на хедлайн кинопроката и вязанку золотых статуэток. В России фильм выйдет в прокат 11 октября.
Стартовав с Шазелла, Мостра решила не останавливаться и в течение нескольких дней выдала весь золотой запас, закрепив за собой статус идеальной площадки для оскаровских смотрин. Братья Коэн представили роскошный вестерн "Баллада Бастера Скраггса", Пол Гринграсс — плоский триллер про брейвиковские теракты в Норвегии "22 июля", Лука Гауданьино — эстетский хоррор "Суспирия", ремейк культового фильма Дарио Ардженто 1977 года под музыку Тома Йорка, а каннский любимец Жак Одиар — свой первый фильм на английском языке, опять же вестерн, — "Братья Систерс". Всех вышеперечисленных стоит ждать в основных оскаровских номинациях, а одиаровская лента, весьма вероятно, займет в новом сезоне место "Трех билбордов..." как интеллектуальный, ироничный, в меру жестокий и в меру сентиментальный фильм с выдающимися актерскими работами (в главных ролях тут Хоакин Феникс и Джон Си Райли). Эдакий протагонист главного фаворита ("Первого человека") на главных церемониях, за которого все будут болеть и который в итоге останется с парой второстепенных наград.
Главный фаворит венецианского конкурса между тем, безусловно, "Рим" мексиканца Альфонса Куарона. Режиссер "Гарри Поттера" и "Дитя человеческого" привез на Лидо, похоже, свою лучшую и уж точно самую личную картину — неторопливый и вдумчивый рассказ о Мексике 1970–х, основанный на собственных детских воспоминаниях: черно–белое полотно, в котором выражена вся суть авторского кино: Куарон здесь и режиссер, и автор сценария, и продюсер, и монтажер, и оператор. "Рим" из тех фильмов, которые принято называть "моментальной классикой", некоторые уже поставили его в один ряд с "Амаркордом" Феллини или "Фанни и Александром" Бергмана. Учитывая, что председательствует в жюри в этом году другой важный мексиканец, Гильермо дель Торо (кроме прочего добрый приятель Куарона), судьба "Золотого льва" кажется как никогда предрешенной.
"Рим" может стать этапным фильмом не только для Венецианского киносмотра, но и для европейского фестивального движения вообще. Не секрет, что изначально лента Куарона должна была оказаться в Каннах, но пала жертвой конфликта директора фестиваля Тьерри Фремо с продюсерами из Netflix. Напомним суть: консервативный Каннский фестиваль настаивает на обязательной кинотеатральной премьере всех фильмов, заявленных в конкурс. Netflixу вполне достаточно стриминга на собственной платформе. На уступки никто не пошел. Титаны разругались, чем не преминул воспользоваться директор Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера, пригласив всех отвергнутых авторов к себе. Его не смущает ни то, что массовый зритель будет смотреть эти фильмы на мониторах ноутбуков (в случае с Куароном это особенно трагично), ни то, что порой Netflix выкладывает свою продукцию в Сеть чуть ли не одновременно с фестивальной премьерой.
В целом же соревнование Канн и Венеции вступает, похоже, в решающую стадию. Остров Лидо уверенно обходит Лазурный Берег по количеству звезд на красных дорожках и зрительскому ажиотажу. Пока Фремо совершает разворот в сторону нового киноязыка и приглашает новых режиссеров, Барбера снимает сливки, а голливудские продюсеры уже открыто говорят, что каннский май — куда менее удобное время для старта фильмового промоушена, чем ранняя осень.
Россия в этом году в главном конкурсе представлена не была. Но в "Горизонтах", второй по значимости программе, показали скандальный фильм Натальи Меркуловой и Алексея Чупова "Человек, который удивил всех", а вне конкурса — "Акварель" Виктора Косаковского. Обе премьеры заслуживают того, чтобы на них остановиться. Лента Меркуловой–Чупова, начинающаяся как спекулятивный русский арт–хаус о жизни и смерти в разбитой сибирской глубинке, дальше, как и заявлено в названии, начнет удивлять. Сюжет: егерь Егор (Евгений Цыганов) получает смертельный диагноз и, осмыслив перспективы, внезапно просыпается ночью, красит губы, надевает кружевное белье и оборачивается женщиной.
Очень интересно будет проследить за прокатной судьбой этой провокационной картины, снятой при поддержке, кстати, Минкульта. Но одно можно утверждать: такого жанрового винегрета (драма, сказка, притча, комедия) в русском кино не было давно. Ничего подобного "Акварели" никогда не было в кино мировом.
Великий документалист представил картину с главным героем — пресной водой, снятую в формате 96 кадров в секунду, призвав коллег к революции: полному отказу от традиционного формата с 24 кадрами.
На фоне Райанов Гослингов и Натали Портман, гуляющих по острову, по–настоящему громким событием "Акварель" в Венеции, конечно, не стала, но есть подозрение, что значение этой ленты мы оценим не сегодня, а через несколько лет.
В целом же 75–я, условно юбилейная Мостра останется в истории одним из сильнейших за последние годы конкурсом. Теперь главное, чтобы не подвело жюри.

Лучшие фильмы Венеции–2018, если бы места распределял обозреватель «ДП»

— «Золотой лев» — «Рома» Альфонса Куарона;
— Гран–при жюри — Vox Lux Брэди Корбета;
— «Серебряный лев» за режиссуру — Карлос Рейгадас («Наше время»);
— Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль — Хоакин Феникс и Джон Си Райли («Братья Систерс» Жака Одиара);
— Кубок Вольпи за лучшую женскую роль — Эшлинг Франчози («Соловей» Дженнифер Кент);
— Специальный приз жюри — «Суспирия» Луки Гауданьино;
— «Золотая Озелла» за лучший сценарий — братья Коэн («Баллада Бастера Скраггса»).