Виктория Бабаева Все статьи автора
4 сентября 2018, 12:58 15418

Порты меняют грузы. Общий объем перевалки грузов в российских портах за полгода достиг 141 млн тонн

Фото: Сергей Коньков Купить фото

В первом полугодии объемы морской перевалки нефти неуклонно падали, а уголь и удобрения тянули общий грузооборот в плюс. Летом тренд изменился на противоположный. Такое положение дел сохранится до конца года.

По данным Ассоциации морских торговых портов, общий объем перевалки грузов в российских портах с января по июль составил 141,3 млн т. При этом к концу лета в структуре грузооборота российских терминалов на Балтике произошли существенные изменения.

Александр Головизнин: российским портам не хватает мощностей, чтобы забрать из Прибалтики все

Александр Головизнин: российским портам не хватает мощностей, чтобы забрать из Прибалтики все

1449
Виктория Бабаева

Груз ушел на каникулы

После роста объемов перевалки угля и кокса в первой половине года показатели по данному виду груза стали снижаться. Только "Ростерминалуголь" (Усть–Луга) потерял около 2 млн т — по состоянию на 1 сентября терминал обработал 14 млн т против 16 млн т за 8 месяцев 2017 года.

Виной тому могут быть начатые в июле работы по замене оборудования. Ожидается, что ввод в эксплуатацию нового вагоноопрокидывателя в конце 2018 года увеличит эффективность работы порта, однако до этого момента объемы перевалки будут меньше прошлогодних в среднем на 12%.

Пока грузы с "Ростерминалугля" ищут для себя другие гавани. По данным ФГБУ "Администрация морских портов Балтийского моря", в июле на 56 тыс. т выросла перевалка угля в Высоцке, а 35,1 тыс. т было обработано в Петербурге, притом что в прошлом году уголь здесь не перегружали. На фоне спада в Усть–Луге ощутимо выросла перевалка угля в Риге — на 900 тыс. т за 8 месяцев.

Статистика также показывает сокращение перевалки удобрений, притом что в первом полугодии цифры были стабильны. Тенденция наблюдается и в петербургском порту, и в Усть–Луге — минус 184,1 тыс. т и 53 тыс. т соответственно.

Основные грузовладельцы, отправляющие свою продукцию на экспорт через порты Северо–Запада, "Уралкалий" (владеет Балтийским балкерным терминалом) и "Фосагро" (управляет терминалом в Усть–Луге), изменения в динамике не объяснили. Эксперты считают основной причиной изменение логистики.

Грузовой баланс. В порту Петербурга решили проблему порожних рейсов контейнеровозов

Грузовой баланс. В порту Петербурга решили проблему порожних рейсов контейнеровозов

1228
Виктория Бабаева

По перевалке контейнеров темпы роста снизились (см. график), но такой способ грузоперевозок по–прежнему является наиболее перспективным для портов Северо–Запада.

Сейчас контейнеры в основном обрабатываются в Петербурге, надежды на Усть–Лугу пока не оправдываются.

Рубль вам в помощь

Увеличились показатели перевалки генеральных грузов, в частности черных и цветных металлов.

За июль рост составил в среднем 40–50%. Основной стивидор, работающий с такими грузами, Морской порт Санкт–Петербург, объясняет тренд санкционной политикой некоторых западных стран, в результате чего экспортные потоки переориентируются в Юго–Восточную Азию.

"С возросшей популярностью рынков Азии поставщикам приходится расширять линейку предлагаемых грузов. У нас она увеличилась практически вдвое, до 10 позиций", — рассказал "ДП" глава АО "Морской порт Санкт–Петербург" Владислав Жуков. Также на его терминале растет перевалка металлолома.

Хороший рост показывает перевалка лесных грузов. Причина этого — высокий спрос на иностранных рынках.

Однако в концу года темпы роста могут сократиться, считает генеральный директор ООО "Мется Свирь" Вячеслав Канатов. "При этом возрастет спрос на биотопливо. К осени потребность в нем всегда растет. Даже летом, вне сезона, потребность была чрезвычайно высокой, а в дальнейшем этот сегмент увеличится еще сильнее", — прогнозирует он.

Из–за изменения логистики и роста привлекательности экспорта впервые за год наливной порт Приморск смог показать месячный рост объема перевалки.

В июне–июле перевалка нефти вышла на уровень прошлого года, а нефтепродуктов даже выросла на 300 тыс. т (за июль). Однако в целом динамика грузооборота порта за год остается отрицательной.

Есть куда расти

В Приморске рядом с наливным портом реализуется крупный проект "Приморский универсальный перегрузочный комплекс" (УПК), предполагающий создание "в чистом поле" транспортного узла, который поспорит за лидерство с Усть–Лугой. Инвестиции планируются на уровне 77 млрд рублей.

В феврале у Приморского УПК сменилась структура владельцев. Долю 30% получил офшор "Доломана Холдинг Лимитед". Столько же оставил за собой Рамис Дебердеев. Еще 40% поделили между собой пополам Владимир Даниленко, экс–глава Выборгского судостроительного завода, и Сергей Пупко, управляющий партнер в "Прайм Эдвайс".

Еще одна точка роста — два терминала по перевалке сжиженного природного газа под Высоцком.

В высокой степени готовности проект "Криогаз" ("Новатэк" и Газпромбанк) стоимостью 65 млрд рублей.

Вдвое дороже — соседний проект "Газпрома".

Петербургскому порту необходимо диверсифицировать услуги. В условиях, когда дополнительный сервис получить невозможно или проблематично, приоритет отдается тем, кто готов удовлетворить потребность грузовладельца, например, по перетарке, маркировке и др. Тех, кто сегодня в Петербурге и Ленобласти способен предложить комплексное обслуживание, немного. Кроме того, необходимо развитие сервиса на стыке разных видов транспорта. В выигрыше оказываются те, кто обеспечивает не просто перевалку грузов в порту, но и постановку на железную дорогу, затарку вагонов.
Ирина Капитанова
заместитель генерального директора "Балтика–Транс"
Одним из наиболее активных сегментов транспортного рынка региона остаются контейнерные грузы. В первом полугодии прирост составил 12%, предполагаю, этот тренд сохранится до конца года. Рынок продолжает восстановление — с одной стороны, с другой — идет активный процесс контейнеризации грузов. Поэтому растут и импорт, и экспорт. Например, сегодня уже 80% экспортных контейнеров уходят с ПКТ и ПЛП гружеными. Пусть и не такой значительный, но есть потенциал роста также у угольных, минеральных, нефтяных грузов.
Брайан Битш
Коммерческий Директор Группы Global Ports
Новости партнеров
Реклама