Мария Мокейчева Все статьи автора
26 августа 2018, 23:35 43

Мороженое с историей

Производители мороженого, справившись с кризисом и наладив поставки сырья в условиях санкций, предлагают на рынке актуальные новинки в общем стремлении к ЗОЖ и даже продают свой продукт за рубежом.

Объем петербургского рынка мороженого оценивается примерно в 20–25 тыс. т в год. Именно столько петербуржцы съедают холодного лакомства.

Традиционно мороженое считается сезонным продуктом — в теплую погоду потребление, а значит, и производство охлаждающего продукта, естественно, возрастают. Однако петербургским производителям повезло: как рассказывают в компании "Петрохолод", в Петербурге сезонность не так ярко выражена — как и в Финляндии, люди, живущие в более холодном климате, едят мороженое не только летом, но и зимой.

При этом меняется структура продаж. Так, зимой мороженое чаще покупают в магазинах, а наиболее предпочтительной формой для домашнего употребления являются брикеты и контейнеры. Летом возрастает доля уличной торговли, а покупают чаще мороженое, которое удобно есть на ходу: рожки, стаканчики, батончики.

В этом году лето в Петербурге благоволило росту продаж мороженого как никогда — такой продолжительной жаркой погоды не было уже давно. Правда, свои коррективы внесли меры безопасности, предпринятые к чемпионату мира по футболу.

В ряде локаций, расположенных в непосредственной близости к стадиону, уличная торговля была и вовсе запрещена. В результате, несмотря на большое количество туристов и болельщиков, рост продаж оказался не таким грандиозным, как рассчитывали производители.

Родом из Ленинграда

На сегодняшний день в России на рынке мороженого сформировалась тенденция переводить производство на аутсорсинг, на партнерские предприятия, отмечают в "Петрохолоде", так как иногда это проще, чем расширять или развивать собственное производство.

При этом непосредственно на территории Петербурга, за исключением "Петрохолода", крупных производств почти и не осталось. Его доля на местном рынке оценивается в 24%, а в летний сезон, как отмечают в компании, она возрастает до 26%.

При этом компания "Петрохолод" не идет по пути наименьшего сопротивления и планирует расширить и модернизировать собственное производство, также перебазировав его на новую площадку. К настоящему моменту участок площадью 6 га на Полюстровском пр. уже продан — это было необходимо для того, чтобы расплатиться с обязательствами по кредитам.

Но в течение ближайших 3 лет производство мороженого будет вестись на прежней площадке. В течение этого времени планируется выбрать новое место для размещения и построить там современный производственный комплекс.

Ближе к молоку

Переезд "Петрохолода" за городскую черту выглядит логично и совпадает с общей тенденцией реновации серого пояса. Ведь в 1946 году, когда здесь заработал первый цех по выпуску мороженого, предприятие находилось фактически на городской окраине. Рядом станция Кушелевка, которая обеспечивала доставку сырья и вывоз готовой продукции.

Сегодня железная дорога потеряла свою актуальность для логистики, а вокруг выросли жилые комплексы, торговые центры.

Появление нового производства позволит создать на одной площадке современные технологичные складские помещения и одновременно открыть новые линии. При этом весь накопленный опыт и традиции производства мороженого сохранят, чтобы петербуржцы и жители других городов могли по–прежнему покупать любимое лакомство. Также сократить издержки планируется за счет упрощения цепочки поставок сырья, которое в основном приходит из Ленинградской области и Карелии. Существующие цеха имеют достаточную мощность, но не позволяют выпускать некоторые виды продукции, например фруктовый лед или "лакомку".

Хотя и без этого ассортимент достаточно широк — это и вафельные стаканчики, и рожки, и батончики, и многое другое.

На "Петрохолоде" есть и свой вафельный цех, где выпекают съедобную упаковку для мороженого — хрустящие и ароматные стаканчики и рожки — не только для собственных нужд, но и продают ее другим производителям мороженого.

Сырье во главе

Конечно, на отрасли отразился кризис, который начался в 2014 году. В первую очередь сложности касались изменения цепочек поставок различных наполнителей в условиях санкций — когда был введен запрет на импорт продуктов из ряда стран.

Цельное молоко — основное сырье для мороженого — закупается местное. Например, для "Петрохолода" основные поставки идут из Ленинградской области и Карелии. Как отмечают в компании, объемы потребления натурального молока достаточно большие, поэтому компания является одним из главных покупателей у хозяйств региона.

Сейчас, как считают в "Петрохолоде", кризис уже преодолен, компании адаптировались к новым условиям работы.

Одной из особенностей рынка мороженого на сегодняшний день является четкая ценовая сегментация продукции на масс–маркет и премиум.

В отдельную категорию можно выделить производство мороженого под собственными торговыми марками сетей. Именно через сети — как федеральные, так и локальные — сегодня идет основной объем розничной торговли. То есть на полке гипермаркета легко могут встретиться продукты одного производителя под разными марками.

Высокая конкуренция между производителями требует активной работы торговых представителей и мерчандайзеров, в задачу которых входит сделать товар заметным на полке магазина. Также значительный объем продаж проходит через сегмент HoReCa.

Продается петербургское мороженое не только в России. Например, "Петрохолод" экспортирует мороженое в Китай и в Израиль. Сейчас доля экспорта составляет около 5% от объема производства, а к 2019 году планируется увеличить поставки в другие страны до 500 т в год.

Вкусный ЗОЖ

Что касается тенденций в спросе, то и рынок мороженого не обошло общее стремление к экологичности и здоровому образу жизни.

Как рассказывают в "Петрохолоде", сейчас контролирующие органы очень жестко следят за тем, чтобы на упаковке была отражена вся информация о составе продукта. То есть если написано "Пломбир", то мороженое действительно не должно содержать растительных жиров.

Следуя стремлению покупателей к стройности и красоте, производители предлагают менее жирную — в отличие от традиционных сортов — продукцию. Например, "Петрохолод" предложил покупателям линейку шербетов–смусси из четырех вкусов — от экзотического манго до местных малины, черной смородины и даже клюквы. В их основе лежит натуральное сырье, а жирность не превышает 1%.

Что касается в целом предпочтений потребителей, то в "Петрохолоде" говорят, что традиционно самыми популярными вкусами у петербуржцев являются ваниль, крем–брюле, шоколад, карамель и клубника.

Новости партнеров
Реклама