Давление на бизнес растет. Предпринимателей отправляют в СИЗО вопреки заявлениям президента и Верховного суда

Предприниматели, попавшие за решетку или находящиеся на пути туда, стремятся на свободу, ссылаясь на поручения президента и постановления пленума Верховного суда РФ, где сказано, что в СИЗО бизнесменов помещать можно только по решению суда.

Тенденция на возбуждение уголовных дел против предпринимателей резко усилилась в последнее время. Она идет вразрез с декларируемой государством линией на поддержку малого и среднего бизнеса как основы для развития общества и экономики страны.
Уголовные дела возбуждаются против предпринимателей чуть ли не ежедневно. Например, в конце прошлой недели стало известно, что за невыполнение обязательств перед дольщиками заключен под стражу еще один петербургский строитель — генеральный директор компании "ЛенСпецСтрой" Дмитрий Астафьев. Как сообщили "ДП" в ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, об этом ходатайствовало следствие.
Однако еще в 2017 году президент России Владимир Путин давал правительству поручение проработать вопрос о недопущении меры пресечения в виде содержания под стражей в отношении лиц, подозреваемых в преступлении в области предпринимательской деятельности.

Предпринимателей не видят

Борис Титов, уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте России, в своем комментарии "ДП" отметил, что, к сожалению, несмотря на все усилия, проблема избрания в отношении предпринимателей такой меры пресечения, как содержание под стражей, остается актуальной. "Пленум Верховного суда РФ уже трижды обращал внимание судов на существенные ограничения при избрании подобной меры пресечения в отношении лиц, совершивших преступления в сфере предпринимательской деятельности, — говорит Борис Титов, — однако в большинстве случаев следствие по–прежнему не видит предпринимательской составляющей, а суды, к сожалению, как правило, руководствуются позицией следствия".
По сравнению с первым полугодием 2017 года более чем на 5% увеличилось число находившихся в производстве дел по ст. 159 УК РФ ("мошенничество") — самой популярной статьи для бизнесменов. На 6% увеличилось количество уголовных дел по статье "незаконное предпринимательство", почти на 2% — по ст. 199 и 199.2 УК РФ ("уклонение от уплаты налогов").
По данным петербургского бизнес–омбудсмена Александра Абросимова, в 2017 году следственным управлением ГУ МВД по Петербургу и области в отношении предпринимателей возбуждено 182 уголовных дела (подробнее см. схему). Следственный комитет России по Петербургу возбудил 119 уголовных дел, из них за незаконное предпринимательство и уклонение от уплаты налогов — по 52.
Центр общественных процедур "Бизнес против коррупции" (ЦОП), который действует вместе с аппаратом бизнес–омбудсмена, примерно раз в квартал собирает заседание Общественного совета, в который входят юристы, представители ГУ МВД, общественники и предприниматели. Обязательно приглашаются представители прокуратуры и Следственного комитета. На совете рассматривают обращения бизнесменов, против которых возбуждены уголовные дела, причем организаторы дают возможность высказать свою позицию всем сторонам. Затем, в зависимости от результатов исследования, рекомендуют органам следствия прекратить уголовные дела — или же отказывают в поддержке, основываясь на собственных выводах. На недавнем заседании совета рассмотрели заявления предпринимателей, которые просят общественность восстановить их предпринимательский статус и информировать об этом правоохранительные органы.
Например, клининговая компания "ТрансСистемаСтрой" специализируется на уборке помещений, подвижного состава, бортов для РЖД, ГТК России и других крупных компаний. Когда в компании началась проверка, налоговики вместе со штрафами насчитали 100 млн рублей неуплаченного НДС. Полиция на транспорте возбудила уголовное дело по ст. 199 УК РФ. Налоговая проверка завершилась в 2018 году, часть долга удалось ликвидировать с помощью суда и дополнительных разбирательств. Но следственные действия продолжаются. Изучив материалы дела, эксперты ЦОП усмотрели здесь потенциальную заинтересованность. "Тренд сейчас такой, — говорит юрист Александр Леонтьев, сопредседатель ЦОП, — что уголовные дела возбуждаются по любому поводу. И выявить сразу эту заинтересованность невозможно".

Ходят под статьей

"Его забрали в СИЗО прямо в приемной депутата Госдумы", — рассказывает Наталья Емуранова, адвокат Максима Ванчугова — председателя совета директоров ГК "Город". Предприниматель находится в заключении 32 месяца. Уголовное дело насчитывает 800 томов, и считается, что пребывание такое длительное потому, что в СИЗО подследственный знакомится с материалами дела. Однако бизнесмен обратился к Общественному совету ЦОП с просьбой восстановить его предпринимательский статус. "За то время, что он сидит, — говорит Наталья Емуранова, — больше 2 тыс. дольщиков "Города" получили квартиры. Всего потерпевшими по делу признаны 3,1 тыс. дольщиков, и, если бы Максиму Ванчугову дали возможность находиться под домашним арестом, дело с вводом жилья, возможно, решалось бы быстрее". Адвокат добавляет, что из–под домашнего ареста в России еще никто не сбегал, следствию опасаться нечего.
Около года в СИЗО находится и петербургский кооператор Игорь Белоусов, который развивал ПК "Семейный капитал", на деньги вкладчиков скупал сельхозпредприятия и открывал продуктовые магазины. Вместе с ним были арестованы члены его семьи, которые являлись владельцами активов. Наталье Верховой, генеральному директору "Семейного капитала", после 8 месяцев в СИЗО в июле предъявлено обвинение. Адвокаты уверяют, что оно развалится в суде. За долги перед работниками по зарплате 68–летний Евгений Петраченко, бывший директор АО "МНИИП Фарт", также провел в СИЗО несколько месяцев, потом его перевели под домашний арест.

Какие выводы

Многочисленные эксперты, опрошенные "ДП", полагают, что все это наблюдаемое ускорение возбуждения уголовных дел в отношении предпринимателей связано прежде всего с настроениями в российском обществе, с существующим отношением к бизнесменам как к мошенникам априори. Считается, что все это идет от политики государства и иллюстрируется уголовными делами в отношении крупного бизнеса, связанными с миллиардными госконтрактами и коррупцией.
"Но на Западе считается, что не мы на него, предпринимателя, работаем, — говорит юрист Сергей Осутин, — а он работает на нас: создает нам рабочие места и помогает заботиться о семьях. В России не так. Здесь к предпринимателям как людям, умеющим зарабатывать, по–прежнему относятся с недоверием".
Органы следствия представляют меня мошенником, который обманом хотел бы завладеть деньгами тысяч людей. При этом меня отказываются признавать предпринимателем. Но разве можно, не будучи предпринимателем, возглавлять коммерческую структуру? Обстоятельства, которые привели к нарушению сроков ввода жилых объектов в эксплуатацию, — прежде всего непростая история предпринимательства, а также коммерческие риски, ошибки в расчетах, кризисы, конъюнктура спроса. Все это при условии организованного давления извне способно привести к лихорадке в любой сфере хозяйственной деятельности.
Максим Ванчугов
председатель совета директоров ГК "Город"
В отношении нескольких членов Ассоциации возбуждено уголовное дело по ст. 159.4. По нашему мнению, эта статья УК РФ написана так, что любой предприниматель может быть объявлен виновным просто потому, что он предприниматель. Общая тенденция действий правоохранительных органов и органов юстиции в отношении предпринимательского сообщества носит сугубо обвинительный характер, что однозначно препятствует выполнению недавних указов президента РФ и выполнению Стратегии развития Петербурга до 2035 года.
Сергей Федоров
президент Ассоциации промышленников и предпринимателей
В октябре 2017 года в отношении меня было возбуждено уголовное дело по ст. 199 ч. 2 за неуплату налогов. До этого к нам приходила налоговая проверка и нашла нарушения, связанные с уплатой НДС. Долги предприятия после налоговой проверки мы ликвидировали, претензии ФНС были сняты (мы привезли туда 170 тыс. листов документов), однако уголовное дело прекращать не спешат. Наоборот, дело, по нашим ощущениям, набирает обороты. Счета наши арестованы, на все имущество также наложен арест. И сразу воспряли духом наши конкуренты, ведь мы не можем принимать участие в конкурсах, а убытки компании в месяц составляют 36 млн рублей. За истекший год пришлось уволить более 1 тыс. сотрудников. Не знаю, кому от этого стало легче.
Александр Брауэр
генеральный директор ООО "ТрансСистемаСтрой"