Август отметился обвалом рубля

Автор фото: Алексей Мальгавко/РИА Новости

Девальвация подкралась не то чтобы совсем незаметно.

Падение рубля на этой неделе, которое аналитики связывают с новой порцией санкций США и просадкой цен на нефть, трудно назвать неожиданным. Еще в понедельник в "ДП" было опубликовано два материала о множестве предпосылок для этого (см. "ДП" № 117 от 06.08.2018).
Но предпосылки предпосылками, а момент начала обвала все равно предсказать невозможно. Как и скорость движения. Вряд ли кто–то точно знал, что именно 8 августа доллар одним прыжком преодолеет сразу несколько уровней сопротивления и улетит на уровень 2016 года — 65,5 рубля. Обвал мог начаться и через месяц, и через два, и даже в следующем году, если бы кто–то достаточно влиятельный в России захотел оттянуть этот момент. Это мы наблюдали в 2014–м: уже и нефть начала дешеветь, и санкции за Крым шли плотным потоком, и отечественные антисанкции, не полезные для экономики, пошли в ответ, а доллар почти все лето так и не мог преодолеть мартовский максимум 37 рублей.
Участники валютного рынка в массе своей догадывались, что дело пахнет керосином, а Центробанк РФ удерживает рубль от падения искусственно, распродавая валютные резервы. Параллельно члены российского правительства и даже глава Банка России Эльвира Набиуллина при каждом удобном случае рассказывали, что для ослабления отечественной валюты причин нет, стараясь с помощью этих вербальных интервенций удержать от покупки валюты хотя бы часть населения и сэкономить таким образом хоть немного резервов. А все потому, что некоторым российским госкомпаниям нужно было подкопить долларов для расчетов по внешним долгам, и чем дороже они бы эту валюту купили, тем больше пришлось бы им потом выделять помощи из бюджета. Так что лишние покупатели на рынке были им совсем не в тему.
Потом привилегированные лица сделали свое дело, и доллару уже ничто не мешало улететь выше 60 рублей.
Нынче ситуация несколько иная. Чиновники пока не спешат уверять население в устойчивости рубля. Да и эффект от новых вербальных интервенций теперь был бы ниже. Ведь Минфин сам энергично скупает валюту, регулярно объявляя о своих планах потратить на это очередные сотни миллиардов рублей в ближайший месяц. И при этом активно занимает рубли на долговом рынке, сотнями миллиардов в квартал.
Так что все, кто судит по делам, а не по словам, вряд ли поверят очередным заверениям. Они уже давно поняли, чего ждет финансовое ведомство, и по мере возможностей тоже купили валюту.
Другое дело, что девальвации, сравнимой с 2014 годом, когда курсы валют подскочили более чем в 2 раза, ждать пока не стоит.
Для этого еще не сложились драматичные обстоятельства. Например, нефть не обвалилась ниже $40 за баррель.
И США пока не объявили Россию источником всего зла на Земле и не запретили своим инвесторам держать российские облигации, а российским банкам — проводить долларовые платежи. Но, возможно, у нас и у рубля еще все впереди.