Груз взвесят на ходу. Контроль за перевесом в Петербурге повысит стоимость перевозки грузов на треть

Автор фото: Михаил Тихонов
Автор фото: Михаил Тихонов

Контроль за перевесом может привести к росту цен на грузовые перевозки более чем на 30%.

Городские власти совместно с "Ростелекомом" установят 23 автоматических пункта весогабаритного контроля (АПВК). Смольный рассчитывает избавить Петербург от машин, перевозящих грузы с перевесом и разрушающих таким образом дороги.
Рамки появятся на основных магистралях при въезде в город. Устройство будет фиксировать перевес и следить за тем, не выступает ли груз за габариты автомобиля. По данным источников, в тестовом режиме работа пунктов должна была начаться летом, но из–за затянувшейся подготовки документов решение отложено. Точных сроков запуска чиновники пока не называют, но обещают, что это произойдет до конца года.
Сейчас в городе есть только два стационарных пункта весового контроля (в Шушарах и Осиновой Роще) и несколько передвижных. Контроль за соблюдением правил проводится эпизодически. Последний раз масштабная охота на нарушителей велась осенью 2017 года. Тогда инспекторы ГИБДД, регионального Ространснадзора начали отлов водителей, которые с перевесом возят на городские стройки песок и щебень с карьеров Ленобласти. Однако сразу после ослабления контроля перевозчики продолжили нарушать правила, рассказал глава ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин.
На Западном скоростном диаметре в тестовом режиме работают несколько тензодатчиков, которые фиксируют перевес. Приборы выявили, что на некоторых участках трассы 85% грузовиков следуют с перевесом. "Сейчас у нас запущен проект, который позволит не только получать информацию о факте отступления от весовых нормативов, но и принимать меры в отношении нарушителей", — рассказали в ООО "Магистраль Северной столицы" (управляет ЗСД).
Как заявляют в комитете по благоустройству СПб, постоянный контроль за весом автомобилей и нагрузкой на оси заставит перевозчиков более ответственно относиться к процедуре весового контроля перед выводом на маршрут грузовых автомобилей. В "Ростелекоме" сообщили, что готовы поддерживать город в данном проекте, но от подробных комментариев отказались.

Радость и страх

Ждут запуска АПВК и сами перевозчики. Как рассказывают в "Грузавтотрансе", система позволит очистить рынок от нечестных игроков, автоматический контроль исключит человеческий фактор, в том числе негласные договоренности, которые ранее могли возникать между проверяющими и нарушителями.
Но у компаний много вопросов о принципах работы пунктов. Например, как быть с погрешностями измерений, которые автоматика учитывать не сможет. "Когда во время движения автомобиля из–за потока воздуха отходит тент, это может быть засчитано как нарушение по габаритам. И, хотя фактически все находится в рамках закона, штраф платить все равно придется", — опасается глава ООО "Евро–Транзит" Илья Романов.

Частный случай

Главная проблема АПВК, по мнению перевозчиков, в том, что приборы фиксируют нагрузку на ось, а корректность считывания этого параметра зависит от многих факторов. "Когда камеры считывают скорость движения автомобиля, погрешность составляет 20 км / ч. При фиксации нагрузки на ось погрешность допускается минимальная, что ставит перевозчиков в очень жесткие условия, соответствовать которым практически невозможно", — уверен генеральный директор "АТГруп" Максим Росков.
По словам эксперта, в момент торможения нагрузка на ось меняется, но система также распознает это как нарушение. Усложняет положение и то, что груз может быть уже оформлен и запечатан на таможне, а вскрыть пломбу, чтобы вернуть его в нужное положение, без привлечения таможенного органа уже не получится.
Максим Росков отмечает, что перевозчики готовы к введению АПВК, но только с контролем общего веса, а не осевого. Также компании настаивают, чтобы результаты взвешивания отображались сразу же. Это позволит быстро решить проблему, а не собирать штрафы дальше. Пока же штраф, зафиксированный АПВК, высылается нарушителю в течение нескольких дней, и обжаловать его можно лишь в суде.

Рейс в плюс

Чтобы соблюсти все правила и перестраховаться, перевозчики будут вынуждены недогружать машины, чтобы даже при смещении груза нагрузка на ось оставалась в пределах нормы. Это приведет к увеличению количества рейсов, соответственно, грузовладельцам придется больше платить за доставку.
Участники рынка ждут, что ставка вырастет лишь у частных перевозчиков, так как транспортные компании сразу закладывают в стоимость своей работы все налоги и риски. Сегодня цена перевозки у частников и крупных фирм различается в среднем на 20–30%.
Руководитель отдела продаж Orange Plus Logistic Александр Вахрушев полагает, что изменения коснутся в первую очередь недобросовестных операторов, которые работают в порту с продуктами питания, рефгрузами.
Куда больше нововведения коснутся перевозчиков стройматериалов. Во время прошлогодней акции по выявлению нарушителей стоимость перевозки 1 м3 груза подскочила на 50%, что вылилось в рост цен на песок и щебень. С введением АПВК стоимость перевозки щебня снова вырастет, уверен Владимир Матягин, и возвращения к прежним ценам ждать не стоит, так как контроль станет постоянным.