Инна Рейхард Все статьи автора
3 августа 2018, 15:43 4454

Малый бизнес фиксирует снижение прибыли на 50%

Более 3 тыс. малых российских предприятий рассказали о главных препятствиях для развития бизнеса. Согласно исследованию Альфа-Банка, предприниматели считают ключевой проблемой рост налогов. При этом половина компаний зафиксировала снижение прибыли на 50%, и большинство готовы изменить бизнес-модель.

В рамках исследования "Пульс малого бизнеса" Альфа-Банк опросил 3114 предприятия с выручкой до 350 млн рублей, чтобы узнать, как бизнес оценивает текущую экономическую ситуацию в стране. В числе респондентов оказались компании в сферах торговли, строительства, IT, маркетинга, а также производители и грузоперевозчики. Как оказалось, большинство прогнозируют спад покупательской способности населения, настроены пессимистично и готовятся перестраивать бизнес-модель своих предприятий. По мнению предпринимателей, текущая экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса (83% опрошенных) и будет ухудшаться и в следующие 6 месяцев (50%). С начала года покупательская способность населения в стране понизилась (73% респондентов) и продолжит снижаться (59% опрошенных).

Бизнес подрастает на падающих ставках. Как помогают выживать малым и средним предпринимателям

Бизнес подрастает на падающих ставках. Как помогают выживать малым и средним предпринимателям

666
Александр Пирожков

Глобальная перестройка

Ключевой проблемой предприниматели считают рост налоговой нагрузки (на это влияет увеличение НДС с 18% до 20%). Доля тех, кто называет рост налогов главной проблемой, растет с 2017 года. Ранее предпринимателей больше беспокоило снижение спроса. Не меньше их волнует усиление налогового и финансового контроля за малым бизнесом и самозанятыми. Всего 14% опрошенных сообщило, что им пришлось перестраивать процессы в компаниях, чтобы соответствовать требованиям новых законов.  

Тем не менее нашлись и другие поводы для пессимизма. Во всех сферах наблюдается ухудшение ситуации: большинство предприятий отметило падение прибыли, а треть — падение числа покупок и количества клиентов. Только торговые компании заявили о росте среднего чека.

"В сегменте малого бизнеса происходит серьезная отраслевая трансформация. Часть отраслей уже несколько лет пребывает в стагнации — это грузоперевозки, строительство. Часть сегментов недавно ощутила снижение доходов и начала оценивать свой запас прочности и эффективность бизнеса в новых условиях. Это фиксируют наши опросы — растет доля тех, кто готов менять вид деятельности, пересматривать бизнес-модель", — отметила в исследовании руководитель направления маркетинга массового бизнеса Альфа-Банка Ольга Третьякова. По ее словам, в основном происходит сдвиг из производства товаров, строительства и торговли (особенно оптовой) в сторону сферы услуг. Всего около 60% компаний готовы менять бизнес-модель, чтобы адаптироваться к изменениям.

Доля позитива

Успешным свой бизнес считают 22% предпринимателей — эта доля неизменна. Под успехом предприниматели понимают "высокий доход", "возможность расширения бизнеса", а также "создание продуктов или услуг самого высокого качества". Среди тех, кто считает свой бизнес успешным, преобладают компании, работающие более 5 лет, со штатом более 15 человек, их деятельность связана с экспортом и они инвестируют в обучение сотрудников. По сравнению с ноябрем 2017 года доля компаний, готовых продолжать деятельность для достижения успеха, сократилась — с 41% до 34%. 15% готовы закрыть или продать бизнес, если не достигнут успеха в обозримой перспективе (1-5 лет). Менять бизнес-модель готовы 34 %, менять вид деятельности — 23%.

Всего 2% компаний не сталкиваются ни с каким трудностями в своей деятельности. В основном это небольшие компании (штат до пяти человек), занятые в сфере консалтинга, маркетинга, B2B-услуг.

Прокуратура проверит комитеты Смольного, которые проводят ревизии малого бизнеса

Прокуратура проверит комитеты Смольного, которые проводят ревизии малого бизнеса

1283
Лилия Агаркова

С точки зрения Владимира Меньшикова, главы НП "Союз малых предприятий Санкт-Петербурга", рост налогов — это не главная проблема для малого бизнеса. "Сложнее с невысокой покупательской способностью и отсутстсвием уверенности в законодательных изменениях завтрашнего дня. Думаю, малый бизнес первым появился и последним умрет — его можно сравнить с микроорганизмами, которые приспосабливаются в любой среде". По словам эксперта, понятны опасения и IT-компаний, которые настроены пессимистичнее других организаций. "IT-компании не обязательно должны работать в России — думаю, достаточно легко найти страну с понятной юрисдикцией и меньшим налогообложением", — отмечает Меньшиков.

Новости партнеров
Реклама