Сборные заявления. Отраслевые союзы требуют изменения ставок экологического сбора

Автор фото: Владимир Андреев/ТАСС
Дмитрий Кобылкин, новый глава Минприроды РФ, считает, что изменения в законе об экосборах важны для стимулирования комплексной переработки ресурсов и уменьшения количества отходов

Обсуждение изменений в законе об экологических сборах обернулось попыткой отраслевых союзов добиться преференций.

На следующей неделе заканчивается обсуждение изменений в постановление правительства РФ от 9 апреля 2016 года № 284 "Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации". Изменения касаются перечня видов упаковки и размера ставок экосбора. Участники отрасли восприняли законопроект как возможность пролоббировать свои интересы и настаивают на изменении ставок экологического сбора и порядка их взимания.
Сейчас в России у производителя или импортера упакованных товаров есть выбор: самостоятельно заниматься переработкой или платить экосбор. "Цель введения экологического сбора — это как раз повышение культуры утилизации в среде производителей и импортеров упакованных товаров, а не сбор денег. По факту пока всем проще заплатить экосбор", — говорит Петр Бобровский, председатель технического комитета по стандартизации № 223 "Упаковка" Росстандарта. По данным Сергея Донского, экс–главы Минприроды РФ, планируемый объем поступлений в бюджет от экологического сбора в 2017 году должен был составить 2,3 млрд рублей (в 2016 году — 1,33 млрд рублей).
Ассоциация "РусПЭК" ("Промышленность за экологию") просит не повышать ставки экосбора на потребительскую упаковку, указывая в числе прочего, что нынешняя ставка существенно выше рыночной стоимости сбора, транспортировки и утилизации отходов. Производители бумажной упаковки просят увеличить ставку для пластиковой упаковки.
"Ставки экосбора для бумажной и пластиковой упаковки не равнозначны", — говорит вице–президент по маркетингу Segezha Group (производит бумажные сумки для "Ашана", IKEA) Мария Василькова. — Экосбор на бумажную упаковку составляет 2,4 тыс. рублей за 1 т, на полимерную — 3,8 тыс. рублей. Притом что стоимость утилизации составляет 1 тыс. рублей за 1 т, а себестоимость сбора, сортировки и переработки пластика во вторичный продукт — 24 тыс. рублей. "Необходимо увеличить сумму экосбора на полимерную упаковку", — делает вывод она.

Экологично, но дорого

Нет единства и в сегменте стеклянной тары. Компании, которые собирают и перерабатывают отходы, предлагают повысить ставку на стеклотару до 3,5 тыс. рублей за 1 т, это позволит увеличить объемы сбора и переработки стекла. Производители и покупатели стеклянной бутылки, наоборот, просят снизить ставку, так как нынешние условия загоняют их в ущемленное положение перед производителями пластиковой и алюминиевой тары. "Ставки экосбора завышены и нуждаются в заморозке на период развития в стране системы раздельного сбора отходов", — считают в пивоваренной компании "Балтика". В ассоциации "Стеклосоюз" указывают, что при определении ставок экосбора не определены вес и объем тары, в результате в пересчете на 1 единицу стеклянной тары экосбор в 10 раз больше, чем на ПЭТ–бутылку или алюминиевую банку.
В пресс–службе пивоваренной компании "Балтика" подчеркивают, что проблема отходов заключается в отсутствии системы сбора и переработки: "Наш опыт показывает, что с развитием системы раздельного сбора отходов растет и сам сбор отходов: в 2016 году собрали через наш проект 914 т, в 2017–м — около 1,5 тыс. т). В 2017 году "Балтика" инвестировала более 20 млн рублей в организацию инфраструктуры для раздельного сбора отходов, в 2018 году намерена вложить более 50 млн рублей. В прошлом году компания уплатила экосбор за недостающую часть ПЭТ–бутылки и алюминиевой банки, все стекло, картон, деревянные поддоны ей удалось утилизировать.
Как отмечает Петр Бобровский, основная проблема рынка обращения с отходами упаковки заключается в отсутствии системы их сбора и недостатке сортировочных и перерабатывающих предприятий.