Ногомяч для дирижера. Проблемы футбольных комментариев на ТВ

Наивные рассуждения о том, какие футбольные комментарии на самом деле хотелось бы слушать по телевизору.

От прошедшего ЧМ мы, ясное дело, еще долго будем отходить. Даже те, кто был бесконечно далек от футбола, вдруг стали не только азартно смотреть, но и обсуждать. Имена игроков, прежде знакомых только зрителям европейских чемпионатов и кубков, оказались у всех на слуху. И при этом довольно часто можно было услышать и такое суждение: как же теперь стали плоско комментировать.
Я–то сначала думал, что это только мое брюзжание. Но потом одна приятельница рассказала про схожие сетования подруги–музыкантши. Та включилась в футбол как раз на чемпионат и испытала то же раздражение.
Признаюсь: с такой регулярностью и страстной частотой не смотрел футбол лет, наверное, двадцать. И потому еще хорошо помню и Николая Озерова, и Котэ Махарадзе, и Владимира Маслаченко. Последнего, прости господи, любил меньше, но теперь понял, как качествен был и тот как профессионал.
Разница не только в темпераменте, выделке голосов, культуре речи, отсутствии высокомерия (как у некоторых нынешних звезд), но и в другом. Комментарий — это что? Рассказ о том, где кто играет и сколько зарабатывает? Или попытка сыграть в Урганта и хохмить non stop? Или неуклюжая демонстрация знаний, в голове носителя которых Тридцатилетняя война путается со Столетней? Это все в конечном итоге ерунда. Главное в другом — мы вообще пытаемся задуматься над игрой и ее человеческой механикой или нет?
Полуфиналы смотрел с хорошим дачным соседом, инженером на пенсии, совершенно ушедшим в сельскую жизнь и потому чистым от всей нынешней шелухи. И вот как раз его короткие ремарки показали мне пропасть между старым и новым. Он изредка спокойно бросал: "Вторая линия обороны отстала". Или: "Сколько можно идти по правому флангу". Или хвалил автоматизм передач. А заодно объяснял в который раз, отчего и когда офсайд и как его добиться, какой был дриблинг и так далее. Примеров может быть масса, но дело в том, что и мне, отсталому, вдруг становилось яснее, как футболистов тренировали, какие их сильные качества включали и, собственно, в чем игра. Не просто "кто — кого?", но "как — кого?".
Понимаю, звучит довольно наивно. Но тем не менее именно в этом настоящий интерес. Ровно так же худшее в рассказах об искусстве — подмена самой картины жизнью художника, что, конечно, проще, но и скучнее. Вещи очевидные, но для телевидения результат обидный. Получается, что активировать сознание никто и цели не ставит. Или, учитывая полный госконтроль над ТВ, ставит именно такую.
Говорил об этом одному знакомому, музыканту, и для примера честно признался, что мечтал бы увидеть такую передачу: сидел бы какой–нибудь пожилой, умный и уже лишенный тщеславия дирижер, смотрел бы запись исполнения какого–то музыкального произведения. И спокойно так говорил: "Вот здесь надо обязательно показывать вступления голосом, здесь не потерять вторую тему, а здесь вообще хитрость и задача в переключении ритма, а тут ритм нужно железно выстраивать".
Вспомнил при этом сразу же покойного Геннадия Рождественского и подумал: вот была бы мечта. Не просто сиди, наслаждайся музыкой, но и думай, учись. Он как–то много лет назад играл черновики к 4–й Шостаковича и объяснял их, а затем саму симфонию. Загадка никуда не ушла, но стала еще большей.
Загадки футбола все же, согласитесь, прозрачнее. Но и тренер — как и дирижер — через игроков доводит замысел до дела. Почему же эту механику тактического действия и профессионализма не пытаться разъяснить?
Да, вы мне на это скажете: все стремится к Comedy Club, а вы тут мыслей хотите. Но ведь не таких и заковыристых. Потому что, если так начать комментировать, кратко, емко и по делу, тогда и мама, присевшая с сыном, сможет заинтересоваться. И папа–менеджер перестанет понтить, а заведется. А даже если и нет — все они включат соображение хоть ненадолго. И оценят игру.
Ну скажите, так ли важно для комментария, сколько подписчиков в соцсетях у того или другого футболиста? Есть ведь среди них и совсем не блескучие звезды, но настоящие умельцы с характером.
Потому так Модрича и Азара или Кавани и ценишь. За башку в пятках, а не только за быстрые ноги. Психика, механика и в темпе.