Председатель правления кооператива "Семейный капитал" Наталия Верхова и председатель Совета кооператива Игорь Белоусов
11:1313 июля 201811:13
3569просмотров
11:1313 июля 2018
Следственный комитет (СК) предъявил окончательное обвинение гендиректору НПО “Семейный капитал” Наталии Верховой. После года в СИЗО дело будет передано в суд.
Следственный комитет РФ предъявил бывшему гендиректору НПО “Семейный капитал” Наталии Верховой обвинение по статье о мошенничестве в окончательной редакции. Дело учредителя кооператива Игоря Белоусова тоже подходит к завершению, 23 августа 2018 года пройдет год с момента его ареста. Часть этого срока Белоусов провел в СИЗО, часть — под домашним арестом.
"Следующий шаг — постановление об окончании следственных действий, и на суть обвинения мы уже не сможем повлиять, — рассказывает адвокат Верховой Павел Сатлейкин. — Само обвинение состоит из общих слов, как будто предложения надергали из Интернета, роль Верховой из него абсолютно непонятна. Такое чувство, что цель следствия — просто передать дело в суд, в любом состоянии, просто передать ответственность другой инстанции".
От расцвета к краху
Кредитно-потребительский кооператив (КПК) "Семейный капитал" учредил предприниматель Игорь Белоусов в 2011 году. В КПК входили несколько сельскохозяйственных предприятий, в том числе Медвежьегорский молокозавод, агрофирма "Тукса", молочный завод “Второе дыхание” и другие, а также 34 продуктовых магазина. Кроме того, в кооперативе было 20 тысяч пайщиков-физлиц, в основном пенсионеры, которые вложили проект в общей сложности более 1,7 млрд рублей. Выручка холдинга “Семейный капитал” на пике его развития превышала 900 млн рублей в год, а капитализация активов — 3 млрд рублей. В 2015 году ЦБ ввел в кооперативе временную администрацию и подал иск о банкротстве. Кооператив перевел активы в новую организацию — некоммерческое потребительское общество с тем же названием. После этого пайщики начали требовать возврата денег, но, как признался сам Белоусов, выплачивать их было не из чего.
Уголовное дело о мошенничестве “против неустановленных лиц, связанных с “Семейным капиталом” завели в мае 2016 года в СУ УМВД России по Невскому району Петербурга. О хищении денег заявили несколько пайщиков, после чего к ним присоединились десятки других.
Почти год назад, в августе 2017 года, по этому делу арестовали самого Белоусова, а также его жену Галину Васянович и сына Алексея Васяновича. Они владели большей частью бизнес-активов, которые входили в кооператив. Тогда же был арестован совладелец Медвежьегорского молочного завода Дмитрий Ходыкин, а спустя несколько месяцев, в ноябре, — гендиректор кооператива Наталия Верхова. Она стала обвиняемой сразу по нескольким уголовным делам, по статьям о 177 УК РФ (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности) и 315 (неисполнение решения суда). Весь срок с момента обвинения Верхова провела в СИЗО, с помощью своих близких она ведет оттуда блог.
Бизнес или пирамида
Адвокат Павел Сатейкин рассказывает, что не только обвиняемые, но многие пайщики считают виновными в проблемах кооператива не учредителей, а временную администрацию, введенную Центробанком в 2015 году. "К уголовному делу приложены жалобы пайщиков на действия ЦБ, их не меньше 30", — говорит он.
Точная дата суда пока не назначена. В деле о мошенничестве "Семейного капитала" еще несколько обвиняемых, в том числе сам Игорь Белоусов, учредитель кооператива. "Я недавно был на очередной даче показаний, дело уже завершают и в ближайшее время передадут на ознакомление обвиняемым, — комментирует один из бывших управленцев кооператива. — Сын Белоусова Алексей Васянович и Дмитрий Ходыкин сейчас находятся под домашним арестом в Петербурге, но дело ведут московские следователи. Суд состоится в Петербурге".
Как рассказывают пайщики кооператива, денег они так и не получили, при этом многие из них заплатили по несколько десятков тысяч рублей юристам и адвокатам за составление жалоб, включение в реестр пайщиков и другие услуги. "Из них большая часть — такие же мошенники, — сетует одна из вкладчиц. — На нашу личную почту и телефоны приходят письма и sms, где разные компании предлагают защиту в суде, включение в реестр, просят сразу заплатить 10-40 тыс. рублей". В реестре пайщиков, которые пытаются добиться возврата денег, сейчас несколько сотен человек. Большинство из них вкладывали в кооператив от 200 тыс. до 1,5-2 млн рублей.
Был ли “Семейный капитал” неудавшимся бизнесом или финансовой пирамидой, решит суд. Сами обвиняемые утверждают, что именно временная администрация "развалила" бизнес, конкурсный управляющий кооператива Даниил Федичев в своем отчете указывает, что КПК присущи почти все признаки пирамид, которые выделяет ЦБ. Это обещание доходности в разы выше рынка, массированная реклама, отсутствие собственных основных средств и выплаты новым участникам из денег, вложенных предыдущими.