Не вовремя, но кстати. В Петербурге с запозданием отмечают юбилей Москвы

 

Редкий случай: юбилей Москвы отмечают в Петербурге. Конечно, противопоказаний делать это нет. Да и не то чтобы в Москве 870–летие прошло незамеченным. Но, как ни странно, при том, что во второй половине XIX и начале ХХ века Москву снимали много, выставки исторической фотографии в столице не было. Так сложилось, что большие коллекции видов столицы есть в двух петербургских музеях — ГРМ и Музее истории города. Они–то и сделали выставку, пусть юбилей и прошел год назад.
В Строгановском выставлена архитектурная фотография на все вкусы: виды Кремля и других достопримечательностей, церкви, в том числе разрушенные в советское время, уголки старой Москвы и интерьеры памятников зодчества. Эта подборка хороша, тем более что у нас большой, ретроспективной выставки городской исторической фотографии до сих пор не было. Парижане обожают Эжена Атже, отснявшего столицу Франции в начале XX века. Обожают они его, правда, благодаря одному известному американскому фотографу, в чьи руки попала значительная часть архива Атже, о котором до поры до времени знали разве что эстеты типа сюрреалистов. Прага чтит память о Йозефе Судеке, создавшем одновременно документальный и лирический портрет города.
В России фамилии Барщевский или Александров не говорят публике ничего. Между тем эти фотографы вместе с М. М. Пановым, А. П. Рейнботом, Е. М. Симоновым и некоторыми другими запечатлели облик Первопрестольной времен Александра II, Александра III и Николая II. Они делали снимки, тиражировавшиеся как открытки, причем порядок тиражей сегодня зачастую не могут установить даже историки фотографии. Они выполняли заказы на съемку городских видов, в том числе заказы императорского двора и великих князей. В Строгановском выставлены два подносных альбома: виды Москвы, отснятые к первому приезду в Россию датской принцессы Марии Дагмар (будущей супруги Александра III), а также первая фотопанорама столицы. Эти материалы уникальны в том числе как документация. Тот же храм Христа Спасителя был восстановлен именно по снимкам. Зрелищная и дельная экспозиция, интересная особенно тем, кто любит подшучивать над поребриком и бордюром или кольцом и конечной.