В разгар лета и чемпионата в прокат выходит фильм о героической обороне города Калинина в 1941 году (ныне — Тверь). Предсказуемость военного кино — вещь в своем роде правильная; зритель по крайней мере должен быть уверен, что гарантированно получит какое–то количество батальных сцен, увидит технику, реалистичный бой и прочее. В последнее время военное кино сдвигается от взгляда "сверху" к взгляду "с земли", глазами рядового участника событий. Таков, например, "Дюнкерк" Кристофера Нолана (2017 год). Этот процесс можно назвать "психологизацией войны". Это не только честнее по отношению к рядовым участникам сражений, но и более актуально: зритель хочет почувствовать себя на их месте, а такая проекция самая подходящая.
Но эти процессы никак не затрагивают российское батальное кино, которое существует словно в параллельной вселенной. Оно не считается даже с жанровой предсказуемостью — поскольку ничего батального в этом фильме нет — как, собственно, и самой войны, если не считать финальной сцены. Почти весь фильм посвящен работе сотрудников НКВД в прифронтовом городе. Примерно три четверти времени мы проведем с многочисленными работниками спецслужб, узнаем все про их быт и службу, увидим их жизнь изнутри, а также узнаем про героизм их детей, которые, несмотря на возможность уехать в эвакуацию, остаются.
Если так много тех, кто заботится о родине, должны быть у родины и враги: это многочисленные, но плохо обученные предатели и диверсанты. Диверсанты спокойно, посреди белого дня, всем скопом передвигаются по городу на полуторке — которая в 1941 году на вес золота; авторы попросту не представляют себе реалий войны. Диверсанты хотят взорвать мост, по которому должен прийти эшелон с войсками. Но, судя по их нелепому поведению, за мост можно не переживать. Можно ли тут вообще переживать за кого–то?.. В штабе есть настоящий шпион (Егор Бероев), который притворяется до поры до времени нашим. После того как вступит в действие план Б, он расскажет нам стандартную историю о том, что у "отца–кулака все отобрали", поэтому пошел на службу врагу.
Есть, наконец, главный герой (Андрей Мерзликин) — еще более секретный работник спецслужб, который заслан в город, чтобы разоблачить шпиона. Для прикрытия у него должность ни много ни мало — начальника Калининского гарнизона. Для информации: начальник гарнизона обороняющегося города — это человек, который буквально отвечает за все. На него вешают всех собак, на него орут высшие командиры, от него требуют невозможного. Представить себе, что эта должность используется как прикрытие для какой–то еще более важной работы, — это опять же совершенно не понимать специфики войны.
Если попытаться сформулировать "тему" фильма, то есть понять, ради чего все это снимается, ответ, вероятно, будет выглядеть так: авторы хотят внушить, что главной проблемой отечества во все времена были и будут внутренние враги, вредители и предатели.
Все остальные конфликты, даже мировая война, оказываются таким образом оттеснены куда–то на задний план. Нужно быть очень самоуверенным, чтобы считать, что все это может показаться "интересным молодежи". Авторы даже не понимают, что сами и создают "альтернативную историю войны" — с чем у нас якобы так яростно борются. Авторы попросту не могут поставить себя на место зрителя. На любом месте они могут представить только самих себя.