Любовь на пуантах. Надя и Соломон Тенсер о становлении международной антрепризы Stars of the 21st Century

Автор фото: "ДП"

История создания международной антрепризы Stars of the 21st Century началась в 1988 году, когда Надя и Соломон открыли свою собственную балетную школу в Торонто. В 1993 году был проведен первый гала–концерт артистов балета в честь Аллы Осипенко — русской балерины, класс которой в Вагановском училище окончила Надя Веселова–Тенсер. Концерт, в котором приняли участие ведущие танцовщики мира, был замечен профессионалами. В 1995 году Надя и Соломон подготовили и провели вечер памяти Рудольфа Нуреева. Впоследствии концерты Stars of the 21st Century стали ежегодными, особенно после трехдневных аншлагов на сцене парижского Театра на Елисейских полях.

Соломон Тенсер, продюсер, и Надя Веселова–Тенсер, художественный руководитель проекта Stars of the 21st Century, после юбилейного концерта, посвященного 25–летию шоу и прошедшего в БКЗ "Октябрьский", рассказали корреспонденту "ДП" о становлении международной антрепризы и о своей любви к русскому балету и российскому зрителю.
Надя Веселова–Тенсер: В основном выбор артистов и постановок современных хореографов происходит не только через рекомендации и отзывы директоров театров по всему миру, но и по рекомендации наших многочисленных балетных друзей, с которыми мы постоянно и много общаемся. От них мы часто узнаем о молодых, талантливых, подающих большие надежды артистах и об успешных новых спектаклях. Но, конечно, нашей целью всегда было еще и еще раз продемонстрировать миру красоту русского классического танца. Ведь наши сердца остались в России.
Соломон Тенсер: Надя сама о себе этого не скажет, но все ведущие солисты Кировского–Мариинского театра ее обожают, помогают ей и всегда с радостью участвуют в концертах, которые она организует.
Надя Веселова–Тенсер: Современный зритель очень разный. Мы не можем ориентировать гала–концерт на чей–то конкретный вкус: только классика или только модерн. Здесь важно высокое качество хореографии — тогда даже те, кто считает себя приверженцами классического наследия, с интересом смотрят как танец–модерн, так и contemporary. И наоборот: адепты радикального балета с удовольствием воспринимают архаичные, как им думалось, пуанты и пачки. Что–то зависит от возраста, что–то от страны. В Париже более консервативная публика, в Нью–Йорке зритель готов воспринимать "жесткий" авангард. Мы, конечно, учитываем вкусы широкой публики, подстраиваемся, но ненавязчиво стараемся воспитывать своего зрителя.
Соломон Тенсер: Очень важно в этом огромном балетном мире разглядеть шедевр. Надя умеет это делать безукоризненно. У нее фантастический вкус и чутье, умение увидеть в совсем молодых танцовщиках будущих звезд. Мы впервые показали миру 17–летнюю Диану Вишневу, 19–летнюю Лючию Лакарру, совсем юного Владимира Малахова. Светлана Захарова танцевала у нас в 19 лет, а Палома Херрера — в 16.
Надя Веселова–Тенсер: Мы стараемся представить публике, пришедшей на наш концерт, тех солистов и ту хореографию, которые обычно невозможно увидеть одновременно на одной сцене. Для этого нужно целенаправленно ездить по балетным театрам мира. Причем вы не всегда попадаете на выступления экстра–класса. Все же не только публика во всем мире разная, но и уровень балетных театров, особенно репертуарных, где один и тот же спектакль может быть сыгран разными солистами и не всегда одинаково безупречно.
Соломон Тенсер: Надя выбирает самых талантливых, самых перспективных и самых молодых, которых балетный мир еще не знает. А после участия в наших концертах их карьера буквально взлетает, они выходят на совершенно другой уровень. Например, мы впервые пригласили Даниила Симкина, а сегодня это один из самых ярких танцовщиков American Ballet Theatre.
Надя Веселова–Тенсер: Особое внимание мы уделили подбору солистов и номеров для нашего юбилейного концерта в Петербурге. Ведь это не просто концерт по случаю нашего 25–летия. Мы впервые выступаем в городе, где я родилась, выросла и получила профессию. Ленинград (все же я уехала именно из Ленинграда и не раз приезжала в него) для меня слишком много значит. Я понимаю, что современную публику Петербурга трудно удивить, но мы и не ставим своей целью кого–то удивлять. К тому же балетный мир сам по себе очень маленький: но согласие выступить на петербургском гала дали и звезды мировых балетных трупп, и молодые артисты, которых не так хорошо знают в Петербурге, но профессионалы уже предсказывают им блестящее будущее.
Соломон Тенсер: Сегодня стало гораздо сложнее договариваться о гастролях. Во–первых, эйфория открытости конца XX — начала XXI века прошла. Во–вторых, если раньше театры считали, что мы добавляем им известности, то теперь они сами занимаются собственным пиаром. Международную антрепризу репертуарные театры воспринимают сегодня… ну не совсем в штыки, однако у них есть свои гастрольные менеджеры, готовые прокатывать их собственных звезд по всему миру. Сторонние антрепренеры им только мешают. Но в нашем случае важно то, что с нами хотят сотрудничать великие артисты, которые могут себе позволить некоторую независимость от театров. Кстати, гораздо сложнее стало и со спонсорами. Наши гастроли в Петербурге — это не бизнес, это наша любовь к России, к русскому балету.
Надя Веселова–Тенсер: Мы благодарны, что в этот юбилейный год нашей антрепризы Stars of the 21st Century нас поддерживает и такой легендарный хореограф, как Олег Виноградов. Я благодарю судьбу за то, что мы здесь и что на наш концерт пришли настоящие ценители балетного искусства.