Операторы связи в Петербурге один за другим повышают тарифы в связи с "законом Яровой". С июня — "Комфортел" и "Филанко", с июля — Oyster Telecom, с августа с большой вероятностью — одна из "дочек" "Ростелекома". Повышение составляет 7-10%. И это только начало.
Операторы связи стали рассылать своим B2B-клиентам письма о повышении тарифов, которое они объясняют дополнительными расходами на "закон "Яровой".
"В связи с вступлением в силу ФЗ <…> существенно возросли эксплуатационные расходы сети связи. По "закону Яровой" операторы должны хранить <…> Учитывая данный факт, вынуждены уведомить вас о повышении тарифов на услуги, предоставляемые нашей компанией, на 10% с 1 июля 2018 года", — так, например, извещает своих B2B-клиентов о подорожании оператор Oyster Telecom.
Сначала деньги, потом оборудование
В компании "Филанко" изменение цен на 7% для разных групп клиентов проводят ступенчато: кому-то уже повысили в июле, а до кого-то дойдет очередь в августе, объясняет генеральный директор ГК "Филанко" Дмитрий Шаров.
По информации участников рынка, с августа на 10% поднимет цены одна из местных "дочек" "Ростелекома". При этом операторы еще не совершили закупки того самого оборудования, из-за которого поднимают тарифы.
"Мы повысили цены заранее, в июне, на 8%, чтобы нам было на что покупать", — поясняет гендиректор оператора "Комфортел" Дмитрий Петров.
"Для хранения интернет-трафика купим оборудование в III-IV квартале", — уточняет Дмитрий Шаров.
Как раз 1 октября начнут действовать основные нормативы для интернет-провайдеров. Но дело в том, что сертифицированного оборудования до сих пор нет. И операторы могут только предполагать, сколько оно будет стоить. Как уже рассказывал dp.ru, сами связисты оценили расходы примерно в 6 млн рублей в расчете на каждые 10 тыс. клиентов, но это было до того, как они увидели первое коммерческое предложение от компании "МФИ-Софт" — комплект оборудования за 37 млн рублей.
"Наша компания ждет сертификации данного типа оборудования. По предварительной информации, стоимость самого простого решения начинается от 40 млн рублей, — сообщают в Oyster Telecom, — и отчасти поэтому многим региональным операторам связи приходится прибегать к таким непопулярным мерам, как вынужденное повышение стоимости обслуживания клиентов".
Повышение цен на старте
По мнению Дмитрия Петрова, чтобы полностью покрыть будущие расходы, надо было бы сейчас поднять цены на 30%: "Это чтобы через 1,5-2 года отбить затраты. Но тогда половина абонентской базы отключилась бы. А так отключения были минимальные — в пределах 2%, в целом клиенты отнеслись с пониманием".
В свою очередь, Дмитрий Шаров считает, что для покрытия вынужденных расходов надо было бы поднять цены вдвое. "Для того чтобы выполнить требование закона, нам придется использовать заемные средства и тратить всю прибыль компании в течение нескольких лет, — объясняют ситуацию в Oyster Telecom. — Если данный закон будет действовать без изменений, это повлечет за собой исчезновение мелких операторов связи в течение года. Останутся пять-шесть крупных игроков на рынке телекоммуникаций".
Дмитрий Шаров согласен с тем, что начнутся сделки M&A: средних размеров операторы будут скупать мелкие компании за копейки, потому что последние не смогут справиться с грузом расходов.
Дмитрий Петров прогнозирует к концу 2018 года подорожание услуг связи в среднем на 20%: "В большей степени должен будет подорожать домашний сегмент. Есть большая вероятность, что операторы начнут возвращаться к тарифам с ограниченным объемом трафика".
Что касается операторов домашнего Интернета, весной повышение тарифов на 10% произвел "ЭР-Телеком" (бренд "Дом.ru"), но там объяснили это необходимостью модернизации сети. Кое-какие тарифы пересмотрел весной и "Ростелеком", но в компании пока не хотят говорить о своих намерениях в связи с "законом Яровой".