Через полтора месяца, 1 июля, вступают в силу основные нормы "закона Яровой": операторы начинают организованно хранить трафик абонентов: сначала sms и разговоры, а с 1 октября — интернет–трафик.
В преддверии этого события в распоряжении "ДП" оказалось первое коммерческое предложение для операторов связи от крупной компании "МФИ Софт", входящей в холдинг "Цитадель" (связан с Алишером Усмановым), — программно–аппаратный комплекс для хранения интернет–трафика пользователей стоимостью минимум 37 млн рублей.
Эту сумму никак не потянуть операторам, у которых менее 10 тыс. абонентов, говорят эксперты, а таких компаний в Петербурге и Ленобласти, по разным подсчетам, от 220 до 250. Да и всех остальных — более крупных связистов (их примерно 30–35) заявленные цены заставляют задуматься, стоит ли вообще заниматься этим бизнесом.
По подсчетам участников рынка связи, этого комплекса за 37 млн рублей хватит для хранения трафика примерно 10 тыс. абонентов проводного оператора (в случае сотового оператора — больше). Компания с базой 10 тыс. человек должна будет пожертвовать своей годовой прибылью, а для меньших операторов эти затраты будут непосильны, такой бизнес проще закрыть. "Никто не будет тратить на это свою маржу за несколько лет", — говорит глава "Рустелекома" Юрий Брюквин.
"Сумма, обозначенная в предложении "МФИ Софта", запредельна. Абсолютно, — считает Антон Шокин, генеральный директор оператора "Невалинк". —Единственный вариант переварить такие расходы — повысить стоимость услуг связи в 10 раз. Либо драматическое снижение скоростей, либо серьезное подорожание — третьего не дано. Это очень значительные расходы. Оператор, который пропускает через свою сеть 10 Гбит / с, должен будет отдать свой оборот за 2 года минимум".
Для многих местных операторов такие затраты — это почти стоимость бизнеса, согласен владелец и генеральный директор петербургского оператора "Комфортел" Дмитрий Петров. "По моим подсчетам, мы сами могли бы собрать аналогичное оборудование за 6 млн рублей", — добавляет он.
Конечно, все операторы уже примерно оценили стоимость комплекта оборудования для исполнения "закона Яровой", чтобы заложить в свой бюджет на 2018 год соответствующие расходы. Опрошенные "ДП" компании насчитали себе 4–7 млн рублей расходов. Многие готовы собрать такой комплект оборудования сами.
Однако встает вопрос сертификации. До сих пор не ясно, как она будет проходить. На запрос об этом, отправленный в Минкомсвязи, "ДП" не ответили. В постановлении правительства № 445, разъясняющем нормы "закона Яровой", о необходимом оборудовании сказано расплывчато: "Требования к применяемым техническим средствам накопления информации устанавливает Минкомсвязи по согласованию с ФСБ".
Автор первого и пока что (за месяц до "дня Х") единственного на рынке коммерческого предложения — компания "МФИ Софт". Это крупнейший игрок рынка оборудования для СОРМ (cистема технических средств для обеспечения функций оперативно–разыскных мероприятий). По разным оценкам, у нее 50–60% этого рынка общим объемом около 10 млрд рублей.
"МФИ Софт" входит в федеральный холдинг "Цитадель", в президиуме которого сразу несколько выходцев из силовых структур. Бенефициар обоих предприятий — Антон Черепенников, партнер Алишера Усманова по киберспортивному бизнесу: в 2015 году олигарх инвестировал в проект Virtus.pro, основанный Черепенниковым, более $100 млн. В 2016 году выручка "МФИ Софт" составляла 1,79 млрд рублей, чистая прибыль — 209,4 млн рублей.
Кроме того, Черепенников через "Цитадель" владеет компанией "Основа лаб", которая занимается ПО и оборудованием для СОРМ: в 2016 году у нее при выручке 803 млн рублей чистая прибыль составила 524 млн рублей.
В начале 2018 года стало известно, что "Цитадель" получила 24,5% в компании "Национальные технологии", которая занимается системой хранения данных для сотовой связи для исполнения "закона Яровой".
В "МФИ Софте" на просьбу прокомментировать ценник ответили следующее: "Полагаем, что неправомерно давать комментарии по предоставленному вами документу (копия коммерческого предложения. — Ред.), так как речь идет о коммерческой тайне и конфиденциальной информации, принадлежащей двум хозяйствующим субъектам.
Также считаем нецелесообразным и некорректным обсуждать предварительные оценочные предложения в отрыве от детально проработанного совместно с оператором связи технического решения, оптимизированного для конкретной сети связи и с учетом реальной бизнес–модели оказываемых услуг связи".
Еще 10–15% рынка СОРМ принадлежит компании "Норси–Транс". Теоретически она могла бы составить конкуренцию "МФИ Софту", но пока о ее предложениях неизвестно. У петербургской компании VAS Experts есть более дешевое готовое решение для выполнения требований "закона Яровой", его ориентировочная стоимость в несколько раз меньше, чем у "МФИ Софта". Разницу в цене в компании готовы обосновать.
"Как разработчики ПО мы позволяем операторам связи использовать до отсутствия сертификации свои сервера и средства для хранения данных, включая и б / у. И мы не храним один и тот же контент много раз, а используем наш кеш–сервер, — объясняет руководитель направления СОРМ компании VAS Experts Денис Александров. — Но для лидеров рынка мы не конкурент. Во–первых, мы разработчики ПО, а не интеграторы, основной наш бизнес — это разработка единственного полностью российского решения для анализа и контроля трафика. А во–вторых, мы небольшая компания и можем переваривать очень ограниченное количество заказов".
В любом случае в ближайший год операторам грозят допрасходы в размере 30–150% годового оборота — в зависимости от компании. "Чтобы компенсировать расходы, поднять цены в B2B надо будет минимум на 10%, в B2C — на 20–30%", — считает Дмитрий Петров. Таким образом, клиенты операторов вот–вот начнут расплачиваться за "закон Яровой".