Практик поскользнулся на нефти

Ставка на падение цены нефти в рублях принесла управляющему портфелем "Доход" убыток в размере 117 тыс. рублей. Его счет за 2 месяца уменьшился на четверть.

Управляющий индивидуальным инвестиционным счетом (ИИС) под псевдонимом Практик, за которым наблюдает рубрика "Доход", за последние 2 месяца потерял примерно 25% счета из–за слишком агрессивной игры на понижение цены нефти сорта Brent в рублях.
В первой декаде апреля эта цена буквально за пару дней взлетела более чем на 15% и достигла исторического максимума — показателя 4500 рублей за баррель.
Практик решил, что такой взлет не останется без коррекции, и сформировал позицию из 27 проданных фьючерсов на нефть и 20 проданных фьючерсов на доллар с ближайшими сроками исполнения.

Высокий риск

Однако цена нефти и не подумала разворачиваться. К середине мая она достигла 5000 рублей и только потом начала коррекцию в виде колебаний между уровнями 4550 и 4950 рублей за баррель.
В итоге фьючерсные контракты исполнились по ценам выше, чем цены, по которым их продавал управляющий. Нефтяные фьючерсы закончили существование 1 июня на отметке $77,6 за баррель. Практик продавал их по $73,6. Таким образом, он понес потери в размере $1080 (один фьючерс на Мосбирже соответствует 10 баррелям нефти). В рублях убыток составил 68 тыс.
Чуть меньший ущерб нанесла счету управляющего позиция во фьючерсах на доллар. Продав их по цене 61 400 рублей за штуку (один фьючерс соответствует $1000), Практик был вынужден в день исполнения, 21 июня, заплатить за них по 63 862 рубля, зафиксировав по 20 контрактам убыток 49,2 тыс. рублей.
Акции в портфеле подешевели на 1,9 тыс. рублей. Портфель акций почти не изменился: Практик избавился только от акций "Северстали", когда их цена достигла исторического максимума на уровне около 1050 рублей. Общий убыток по ИИС за 2 месяца составил 119,1 тыс. рублей.
Главной ошибкой управляющего стала слишком агрессивная игра. Общая стоимость набранной позиции была около 1,3 млн рублей, при том что размер счета был втрое меньше этой суммы. Игра на понижение нефти выглядела перспективной, но Практик слишком увлекся ею, недооценив риски.
Управляющий рассчитывал, что, даже если цена нефти не опустится в долларах, ее взлет приведет к снижению курса доллара относительно рубля. Однако после появления майского указа вновь избранного президентом Владимира Путина стало понятно, что бюджету понадобятся дополнительно триллионы рублей на выполнение этого указа, так что российскому правительству очень нужны сверхдоходы от дорогой нефти в пересчете на рубли.

Война давит на активы

В ближайший месяц управляющий решил продолжить игру на понижение цены нефти, только не в рублях, а в долларах. На снижение курса доллара он больше не рассчитывает в силу вышеописанного бюджетного интереса.
Для предполагаемого падения цены нефти Практик видит две ключевые причины: нагнетание напряженности в торговой войне между США и всем миром и увеличение добычи участниками соглашения ОПЕК+.
Обмен ударами в торговой войне будет нервировать инвесторов и способствовать снижению цен сырьевых активов. Промышленные и драгоценные металлы за последние 2–3 недели подешевели на 5–10% из–за того, что игроки на этих рынках стали больше задумываться об ухудшении перспектив мировой торговли и экономики. Китайский фондовый индекс Shanghai Composite за тот же период потерял около 10%, потому что главное противостояние в торговой войне идет по линии США — Китай. Нефть же за этот период даже подорожала, хотя тот же фактор является негативным и для нее.
Участники соглашения ОПЕК+ по ограничению добычи нефти на встрече в Вене 22–23 июня договорились смягчить условия соглашения, вследствие чего уже с 1 июля добыча нефти начнет увеличиваться. Предельный объем увеличения составит 1 млн баррелей в сутки. Этот фактор в ближайшие месяцы будет способствовать снижению цены нефти.
Сдерживать это снижение будет, вероятно, предстоящий отказ ряда стран под давлением США от закупки нефти у Ирана. О том, что США требуют от союзников отказаться от импорта иранской нефти уже в ноябре текущего года, стало известно на прошлой неделе. Эта новость привела к скачку цен на нефть примерно на 5% вверх, до $78 за баррель Brent.
Впрочем, по мнению Практика, влияние этого фактора уже отыграно нефтяными котировками. Тем более что ряд крупных покупателей иранской нефти, например Китай, Индия и Турция, вполне могут игнорировать требования США и продолжить свои закупки.
Чтобы заработать на предполагаемом понижении цены нефти, ограничив при этом потери, Практик сформировал позицию не из фьючерсов, а из опционов на нефть Brent. Он купил 10 опционов пут со страйком (ценой исполнения) $78 за баррель и продал 20 аналогичных контрактов со страйком $70. Дата экспирации (исполнения) всех опционов — 26 июля. Профиль доходности позиции см. на рисунке.

Чудеса стабильности

Другим объектом атаки Практика стал российский рубль. Благодаря высокой цене нефти он в последнее время выглядит по отношению к доллару США гораздо крепче других мировых валют. Например, индийская рупия на прошлой неделе опустилась до исторического минимума — 69 рупий за доллар США. С начала июня эта валюта подешевела по отношению к доллару примерно на 3%.
Аналогичное ослабление, только за вдвое меньший период, показал канадский доллар. И если слабость рупии можно объяснить в том числе подорожанием нефти, ведь эта страна импортирует черное золото в больших объемах, то Канада — экспортер нефти. Так что пример канадского доллара должен быть для рубля более заразительным.
Объяснение крепости рубля можно найти в приближении встречи президентов США и России, назначенной на 16 июля. Инвесторы могут воспринимать ее как признак потепления отношений между двумя странами, что теоретически снижает риски усиления международных санкций против России. Но насколько долгосрочным и мощным будет этот фактор для рубля — большой вопрос.
Практик склонен считать, что в значительной степени этот позитив уже отыгран спекулянтами. В то же время важным фактором давления на рубль остаются покупки валюты Минфином РФ. Как полагают аналитики Raiffeisenbank, дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета РФ в июне составят 400 млрд рублей — приблизительно столько же, сколько в мае. Это означает, что в июле объем интервенций Минфина на валютном рынке будет примерно таким же, как в июне (около 380 млрд рублей).
В июле закончится чемпионат мира по футболу, и российский рубль лишится поддержки со стороны гостей чемпионата, конвертирующих валюту в рубли.
Наконец, наступает сезон годовых дивидендных выплат. Иностранные акционеры российских компаний получат крупные суммы в рублях и, вероятно, значительную часть рублей захотят конвертировать в валюту.
Все эти соображения побудили Практика сформировать позицию из опционов, нацеленную на рост курса доллара. Он купил 10 опционов колл на доллар со страйком 62 000 рублей по цене 1819 рублей за штуку и продал 20 коллов со страйком 68 000 по 95 рублей за штуку (см. профиль доходности на рисунке).