Нервы уже сдают: новогодний логистический коллапс задержал подарки петербуржцев

Петербуржцы рискуют остаться без импортных подарков из-за сложностей на границе
Автор фото: /Shutterstock/FOTODOM

Часть новогодних подарков, заказанных петербуржцами за границей, не успеют вовремя доставить к празднику. Сезонный ажиотаж наложился на "идеальный шторм", обрушившийся на все ключевые погранпереходы.

О переносах даты доставки товаров на более поздний срок "ДП" рассказали клиенты Ozon. Они предоставили скрин переписки с курьерской службой, в которой клиентов просят дождаться другого письма, где будет указана точная дата. В пресс–службе компании Ozon не подтверждают массового сбоя в поставках новогодних подарков и называют жалобу "единичным случаем".
В Wildberries говорят о ежедневном обороте 20 млн заказов. "Что–то из них, конечно, может задерживаться. Но речи о массовом сбое нет", — сообщили "ДП" в пресс–службе WB.
По словам президента Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) Артёма Соколова, предновогодний рост спроса — традиционный, он повторяется каждый декабрь. Бизнес готовится к дополнительным нагрузкам на логистическую инфраструктуру заранее.
"Особое внимание уделяется пунктам выдачи заказов, которые по сути являются главной точкой прямого взаимодействия между платформой и покупателями: корректируются лимиты по проходимым через пункты объёмам заказов, партнёрам рекомендуется привлекать к работе дополнительных сотрудников. Благодаря этим мерам подавляющее большинство заказов доставляется вовремя, удлинение сроков доставки возможно, но такие случаи носят единичный характер", — говорит Артём Соколов.

Ситуация с доставкой грузов

Однако перевозчики, доставляющие подарки в фурах, придерживаются другого мнения. По их словам, высокий сезон начался уже в октябре, в ноябре рост продолжился. Но затем произошёл сбой в работе погранпереходов Казахстана. А сейчас, за полторы недели до новогодних праздников, нервы у участников рынка сдают.
Во–первых, дальневосточные портовые терминалы уже перегружены: контейнеровозы в очереди на разгрузку в портах Владивостока и Находки стоят до 7 дней. Во–вторых, на железнодорожных погранпереходах из Китая в Казахстан и из Польши в Белоруссию поезда задерживают на срок до 5 дней. В–третьих, автоперевозчики по Казахстану передвигаются крайне медленно, так как в стране введены погодные ограничения из–за метелей, говорит заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ООО "Лакор" Алексей Зезюлин. По его словам, ставки на перевозку выросли в конце декабря на 30% и более.
Грузопоток из Китая вырос в декабре на 20%, отмечает директор по продажам федеральной транспортной компании "Скиф–Карго" Юрий Коробейников.
Финальные поставки новогодних подарков ждут на последней предновогодней неделе, говорит заместитель генерального директора ПЭК Андрей Мякин, ссылаясь на национальные традиции.
Отправлять новогодние подарки наземным транспортом — уже бессмысленно, авто– и железнодорожные партии, которые должны успеть к полкам до конца декабря, следовало отгрузить раньше, говорит учредитель логистической компании "Фрэйт Логистик Групп" Михаил Дьяконов. В битве за "место под ёлкой" побеждает тот, кто готов заплатить за авиадоставку, однако отправка авиагрузов также задерживается, причём как в Китае, так и в Европе.
В первые 2 недели декабря в аэропортах Вильнюса, из которого грузовиками доставляют товары в том числе и на Северо–Запад, зафиксированы уже шесть случаев кратковременного закрытия аэропорта из–за угрозы безопасности полётов, отмечает генеральный директор группы компаний ABIPA Владлен Золотарёв.

Логистические тропы

Два года назад логистику грузов, следующих из Европы в Петербург и Ленобласть, строили логично, по прямой. В конце 2025–го традиционные западные маршруты через польско–литовско–латвийские погранпереходы утратили прежнюю интенсивность, говорит доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при правительстве РФ Надежда Капустина.
Она объясняет динамику как политизированными проверками, так и искусственным замедлением процедур на балтийских границах. В 2025–м на границах с Польшей, Литвой и Латвией — локальные задержки, особенно в направлении въезда в Калининградскую область и при транзите через третьи страны. Участники рынка говорят о пробках на КПП Брузги (Литва) и Тересполь (Польша).
"Время ожидания — до 24 часов, в зависимости от дня недели и загруженности. Таможенный контроль для грузов, следующих в Россию и из неё, остаётся усиленным: проверяются все транспортные документы. Да, массовых сбоев нет, но стабильного “лёгкого прохода” тоже нет", — утверждает Алексей Зезюлин.
Сбоит на границах с Польшей, Литвой и Латвией постоянно, подтверждает Михаил Дьяконов. По его информации, отдельные пункты пропуска внезапно закрываются на несколько дней, так же неожиданно европейские страны вводят новые ограничения. Перевозчик вынужден лавировать в этом постоянно меняющемся мире, и по прямой маршрут уже никто не строит. Однако больших заторов нет, рынок их не наблюдает с начала декабря. По утверждению Михаила Дьяконова, поток умеренно распределён.
"Но его стабильность под вопросом", — констатирует эксперт.
Грузопоток новогодних подарков из России и Китая на Северо–Запад России идёт во многом через Казахстан и порты русской Балтики. Он достигнет пика 25 декабря, прогнозирует Юрий Коробейников. Итого за год, по его мнению, грузопоток через погранпереходы Казахстана вырастет на 8%.
Однако в октябре этот маршрут фактически остановился из–за борьбы с серым импортом. У казахских погранпереходов заблокировали порядка 7 тыс. фур. Ситуация оказалось столь острой, что в её разрешение вмешался президент России Владимир Путин. После этого таможенные органы России и Казахстана договорились. Маркетплейсы обязали заявлять стоимость перевозимых товаров и указывать конечного получателя. При этом было введено упрощённое оформление грузов. Недавно его продлили до 25 декабря.
В ноябре казахстанско–российскую границу смогли преодолеть около 4 тыс. фур. То есть именно столько шло в Россию белого импорта, считает член правления гильдии "ГЕРМЕС" Юрий Ковалёв. Оставшиеся грузы, по его словам, перегружали с фур на малотоннажные автомобили типа "Газель" и даже на вьючных животных, которым доверили самое ценное, включая электронику, айфоны и т. д.
Вьючные животные избавлены от тщательных проверок на границе
Вьючные животные избавлены от тщательных проверок на границе
Автор: Sirnorfolkpassmore/Shutterstock/FOTODOM
"Ишаков ни российская, ни казахстанская таможня не досматривает", — объясняет Юрий Ковалёв. Он подсчитал, что одна фура — это чуть более 40 вьючных животных. Запрос на такую импортную поставку, по мнению эксперта, сформировал именно e–commerce.
По словам Владлена Золотарёва, документы о статусе товаров ЕАЭС и маркировке у импортёров и в самом деле теперь не просят на погранпереходах Казахстана. Но, подчёркивает эксперт, только на самом погранпереходе.
"Дальше всё по полной программе: товар везут на склад временного хранения и до 27 декабря импортёр обязан завершить полное таможенное оформление со всей маркировкой. Никаких отсрочек платежей, никакого упрощения процедур — просто временное “окно” для физического ввоза", — утверждает Владлен Золотарёв.
Временный характер меры создаёт риски для долгосрочного планирования, так как возврат к стандартным процедурам после 25 декабря может спровоцировать накопление грузов на границе и удлинение сроков доставки в январе, добавляет Надежда Капустина.
"Усиленные досмотры и экспертизы на казахстанско–китайской границе уже привели к росту времени ожидания и перераспределению потоков на альтернативные переходы — например, через Забайкальск, где наблюдаются заторы, — сообщает Михаил Дьяконов. — В результате выросла нагрузка на такие коридоры, увеличился дефицит транспорта, а ставки автоперевозок Китай — Санкт–Петербург поднялись на 30–50% по сравнению с началом октября".
Компании начали доставлять новогодние подарки ещё в августе–сентябре, что уже является задержкой, так как подарки начинают закупать в ноябре. Канал доставки товаров с китайских маркетплейсов через российские площадки в текущем сезоне работает стабильно. Посылки оформляются и ввозятся в белом режиме, за счёт чего средние сроки доставки составляют всего 2–4 недели. Таможня справляется лучше — по сравнению с прошлым годом задержек стало меньше, логистика стала более предсказуемой. Стабильно работает и канал частных заказов за границей через посредников, и сервисы выкупа. Даже заказы, оформленные в декабре, при правильном оформлении и белой схеме доставки укладываются в сроки и успевают прийти к Новому году. При этом карго–рынок столкнулся с ростом затрат, доплатами задним числом и отказами от грузов, что уже привело к уходу с рынка части перевозчиков. После Нового года регулирование, скорее всего, станет ещё более жёстким. Продление упрощённого оформления автомобильных грузов через Казахстан и Киргизию касается исключительно партий, которые уже застряли на границе или на территории этих стран. Новые грузы под действие этого решения не подпадают.
Сергей Сербин
основатель и генеральный директор экосистемы DobroPost
Продление упрощённого режима ввоза через Казахстан до 25 декабря — временная мера. Она не решает проблему, а лишь оттягивает момент, когда предпринимателям придётся сделать выбор: либо искать альтернативные маршруты, либо переходить на официальный (белый) импорт, соответствующий новым требованиям рынка. В ноябре на фоне ситуации с Казахстаном количество запросов на расчёт белой доставки выросло в 3 раза. Белая поставка требует точных и более сложных расчётов, поэтому процесс занимает больше времени. Альтернативные маршруты через Забайкальск и Уссурийск, в том числе для поставок на Северо–Запад России, тоже не идеальны. В ноябре сроки доставки увеличились из–за сложных погодных условий и из–за дефицита транспорта внутри России. Усилился также таможенный контроль и досмотр. Как итог — рост сроков доставки и снижение предсказуемости сроков. Если ранее автодоставка занимала 15–20 дней, то в начале декабря — до 30 дней и более. Сборные поставки с множеством наименований товаров — в зоне риска: чем больше SKU в машине, тем выше вероятность досмотра или задержки на складе.
Марина Пучко
таможенный аналитик посредника в Китае ChinaToday
Основной объём грузов из Китая и Европы идёт морскими контейнерными линиями в порты Санкт–Петербурга и Усть–Луги, после чего распределяется автотранспортом по Ленобласти и Петербургу. Европейские поставщики и мелкооптовые отправители используют автомобильные коридоры через Польшу, Литву и Латвию, обеспечивая прямую доставку. Для ускорения поставок крупные импортёры активно применяют мультимодальные схемы с железнодорожной доставкой из Китая до западных хабов, а затем распределением автотранспортом или морем.
Тина Анистен
владелец группы Sinoimport
Пик поставок — весь декабрь, это традиционно. Наиболее чувствительные зоны — пограничные переходы, включая Хэйхэ, а также распределительные центры в Ленобласти. Авиа работает стабильнее, но в отдельные дни возможен дефицит мест и задержки при обработке. Основной трафик из Китая на Северо–Запад сейчас идёт автомобильным и авиационным транспортом, поскольку сроки ограничены. Морские и железнодорожные отправки на этот период уже либо ушли заранее, либо просто не успевают к российскому Новому году.
Павел Авраменко
операционный директор ATC Global Logistics
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.