Водный экстремал

Несмотря на непродолжительный летний сезон, в Петербурге много поклонников водных мотоциклов. Ежегодно здесь продается около 400 гидроциклов.

Большое количество рек и водоемов в Петербурге и Ленинградской области располагают для катания на гидроциклах. Среди них акватория Большой Невы, Финский залив, Ладожское озеро и много других озер поменьше, река Камышевка с 15 км естественных изгибов и виражей.
При этом узкие реки и каналы в черте СПб на законодательном уровне закрыты для владельцев водных мотоциклов. Создавая большую волну, они могут мешать отдыхающим на берегу.

Дорогая игрушка

В настоящее время гидроциклы чаще используются для отдыха, реже — в спортивных целях. Также водные мотоциклы состоят на вооружении транспортных подразделений МВД и некоторых подразделений МЧС (ГИМС) в качестве спасательного средства.
Как правило, гидроциклы подразделяются на "стоячие" (развивают скорость до 100 км / ч) и "сидячие" (скорость до 90 км / ч), они обычно многоместные. Стоячие спортивные гидроциклы обладают большой маневренностью и требуют достаточного опыта вождения, используются спортсменами–профессионалами. Сидячие гидроциклы более устойчивы и предназначены для отдыха и прогулок. Существуют туристические (семейные), спортивные и спортивно–туристические модели.
"Акватория Финского залива позволяет райдерам активно кататься на супермощных моделях с мотором 300 л. с., в то же время огромное количество притоков Невы и озер позволяют отлично отдыхать на воде с семьей и даже совершать небольшие путешествия по Ленобласти. Отличительная особенность семейных гидроциклов — это хорошая устойчивость на воде и три полноценных сидячих места", — говорят в компании FORMULA 7 (дистрибьютор BRP в России).
По словам Павла Коновалова, заместителя директора "ВВС–Моторс" (официальный дилер Yamaha), в Петербурге больше распространены гидроциклы класса "круизер" и "спорт". "Это обусловлено тем, что гидроцикл довольно дорогая игрушка, позволить его может не каждый, и покупатель хочет получить максимально быструю и комфортную технику", — утверждает он.
При этом в последние годы спрос смещается в сторону более бюджетных моделей. "Двадцать лет назад гидроцикл был модной игрушкой, частью элитного досуга, и состоятельные петербуржцы предпочитали мощные премиальные модели, на которых катались по озерам Карельского перешейка. Мода на яхты и катера постепенно вытеснила гидроциклы в нишу водно–моторного спорта, где используются специфические спортивные модели, арендного бизнеса, когда слабо подготовленный отдыхающий берет технику покататься 15 минут. Для этого используются модели начального уровня", — отмечает Илья Новожилов, ведущий специалист по продажам MotoExtreme (официальный дилер Kawasaki).

Гоночная тройка

На российском рынке представлены гидроциклы трех основных марок: канадская Sea–Doo (производитель BRP), японские Yamaha и Kawasaki. К новому сезону производители подготовилась основательно.
Так, Yamaha Motor использует в новых моделях материалы корпуса, более легкие, но в то же время более прочные. Изменения коснулись эргономики и дизайна, а на премиальные модели была установлена система RIDE с реверсом и нейтралью, которые включаются одним нажатием рычага. В модельной линейке производителя появился новый спортивный гидроцикл Yamaha GP1800.
У канадского BRP обновился модельный ряд семейных гидроциклов — это трехместные гидроциклы Sea–Doo GTX, Wake и RXT. Аквабайки собраны на новой длинной платформе ORCA с двигателями от 230 до 300 л. с. Благодаря новой платформе с глубоким килем гидроциклы получили еще лучшую управляемость и непревзойденный комфорт при движении по волнам, что очень актуально для акватории Невы и Финского залива.
Еще одна интересная новинка для индустрии водных мотоциклов — Sea–Doo Spark Trixx. Благодаря изменяемому углу наклона водомета этот гидроцикл легко ставится вертикально и позволяет исполнять любые трюки даже в малой акватории.

Бережная эксплуатация

На рынке предлагаются гидроциклы с мотором от 90 до 300 л. с. Стоимость техники начинается от 700 тыс. рублей и доходит до 1,5 млн. "На закрытой акватории мощные модели, скорее всего, не стоит рассматривать, в таком случае обычно выбирают гидроциклы с мотором от 90 л. с. с двумя–тремя сидячими местами. Такие гидроциклы прекрасно подходят для спокойного отдыха на воде с семьей и детьми", — говорят в компании FORMULA 7.
Покупатели гидроциклов должны быть готовы к высокому транспортному налогу. Так, ежегодный налог на владение гидроциклом с максимальной мощностью двигателя 300 л. с. составит 75 тыс. рублей. Такой большой налог негативно сказывается на продажах мощных моделей.
"Содержание гидроцикла зависит от его эксплуатации, большинство издержек определяются авариями, затоплениями и механическими поломками. Но для интенсивной эксплуатации цена владения может доходить до 30% его стоимости", — предупреждает Илья Новожилов.
Для более долгой службы специалисты советуют делать консервацию гидроцикла после завершения сезона. Эту услугу предоставляют официальные дилеры.
В зимнее время рекомендуется хранить водный мотоцикл в теплом сухом месте, например в гараже или у дилера.
Перед началом сезона требуется расконсервация гидроцикла и прохождение технического обслуживания.
Ежегодное техобслуживание и подготовка к сезону стоит в среднем 20 тыс. рублей.
При покупке гидроцикла нужно поставить его на учет в ГИМС, там же сдать экзамен и получить права на управление транспортным средством. Среди обязательного оснащения — спасательный жилет и гидрокостюм.

Важные условия

Продавцы гидроциклов в Петербурге говорят о стагнации рынка. Его росту препятствует нестабильная экономическая ситуация, а также высокий транспортный налог на модели с мощным двигателем.
По данным IndexBox Russia, в 2017 году в натуральном выражении объем рынка гидроциклов в России вырос на 52,6% к уровню 2016 года и составил 1194 штуки. В 2016 году продажи упали на 38%, до 782 штук.
В денежном выражении в 2017 году рынок вырос на 34,2% и составил $5,1 млн. Доля Петербурга и Ленинградской области составила 35%. Ежегодно в регион ввозится и продается в среднем около 400 гидроциклов.
"Рост продаж обусловлен увеличением потребительского интереса к водным видам спорта и отдыха на фоне популяризации экстремальных видов спорта", — считает Анна Чернышева, младший специалист департамента конъюнктурных исследований IndexBox Russia.
"Спрос на гидроциклы привязан к погодным условиям. Будет хорошее теплое лето — будут продажи", — заключает Павел Коновалов.