Трудный гость. Операторы перестали завлекать трудовых мигрантов выгодными тарифами

Автор фото: Геннадий Гуляев/Коммерсантъ

"Большая четверка" перестала массово продвигать тарифы для трудовых мигрантов. Интерес к этой ценной аудитории не потерян, но выйти на контакт с таким абонентом стало сложнее.

Операторы "большой четверки" изменили принципы работы с такой важной для себя аудиторией, как трудовые мигранты. Несколько лет назад связисты один за другим делали для приезжих специальные тарифы: обычно их отличительной особенностью были выгодные цены на звонки в страны СНГ и возможность консультации со специалистами call–центра на родном языке. Сейчас маркетинговая активность операторов в продвижении таких продуктов заметно снизилась, да и самих предложений стало меньше. "ДП" разбирался, что заставило операторов изменить стратегию.

Чем богаты

Сегодня все выглядит так, будто операторы потеряли интерес к мигрантской аудитории. В частности, МТС в прошлом году закрыли тарифы "Гостевой" и "Твоя страна". В "ВымпелКоме" ("Билайн") отмечают уменьшение притока мигрантов и говорят, что нет надобности в разработке отдельных тарифов. Кроме того, "Билайн" несколько месяцев назад расстался с приобретенным в 2016 году виртуальным оператором SIM SIM — он ориентирован на гостей страны.
"Есть тренд на снижение потока мигрантов. По данным на конец 2017 года, число мигрантов в нашей базе снизилось на 10% по сравнению с концом 2016–го, — говорят в "Билайне". — Мы, безусловно, учитываем потребности клиентов из ближнего зарубежья, однако не видим большой необходимости в специальных продуктах для данного сегмента".
У МТС есть опции для звонков по СНГ, тогда как раньше были полноценные тарифы для мигрантов. В "МегаФоне" сообщили, что у компании есть один спецтариф для приезжих, но более подробно о своем отношении к развитию этого направления говорить не стали. В Tele2 обтекаемо ответили, что компания стремится делать выгодные предложения для разных клиентов.
Между тем колебания притока мигрантов вряд ли могли стать серьезной причиной для отказа от работы с ними. Ведь эта аудитория очень привлекательна в финансовом плане.

Интернет–миграция

В аналитическом агентстве "Рустелеком" говорят, что показатель ARPU (средний счет абонента) у мигрантов выше среднерыночного на 50–60%."Действительно, ARPU в этническом сегменте выше (среднего. — Ред.), — подтверждают в компании МТТ, которая развивает в России этнического оператора Aiva Mobile (его база — более 100 тыс. абонентов). — Отчасти из–за тарифов на международную связь, но также высокий средний счет обусловлен и другими факторами. За последние 2 года у нашей целевой аудитории произошла замена парка кнопочных абонентских устройств на фоне возросшей доступности бюджетных смартфонов, что вызвало бум спроса на интернет–трафик".
В "Билайне", который из аналогичного этнического проекта недавно вышел, признают, что за 2017 год "потребление интернет–трафика такими абонентами выросло вдвое".
Создатели Aiva Mobile добавляют, что целевая аудитория склонна к заказу дополнительных опций. Среди прочего оператор продает услуги телефонной консультации по юридическим и жилищным вопросам, "будильник", сообщающий о времени намаза, целый ряд развлекательных услуг. "Эта аудитория зачастую более (чем среднестатистическая. — Ред.) заинтересована в дополнительных сервисах, таких как специальный этнический контент, опции для социальных сетей и контент–провайдеров, и в целом более открыта к подключению VAS (услуги, приносящие дополнительный доход. — Ред.)", — говорят в МТТ.

Рекламой не достать

Причин, по которым крупные сотовые операторы больше не завлекают ценную аудиторию, может быть много. Представитель одного из операторов "большой четверки" полагает, что сыграли роль поправки к закону "О связи", вступившие в силу 1 июня 2018 года, — они требуют от связистов проверять подлинность сведений об абоненте. То есть каждая sim–карта должна быть привязана к конкретному действующему паспорту, а с этим у мигрантов могут быть проблемы.
В Aiva Mobile считают, что причина — изменение расценок на международный роуминг: "Некоторое время назад из–за ряда факторов, в том числе нестабильного ценообразования в области интерконнекта (межоператорские отношения. — Ред.), российские операторы изменили формат присутствия в этническом сегменте".
Генеральный директор информационной группы ComNews Леонид Коник отмечает, что мигрантов после 2015 года действительно стало меньше и они, как все, научились пользоваться мессенджерами.
Отраслевые аналитики говорят о том, что операторам стало сложнее найти путь к мигрантам, большинство которых сегодня не покидают пределы рабочей территории — строек, избегая встречи с правоохранителями. Такого абонента надо искать через диаспору, а для этого ни реклама, ни спецтарифы не нужны.
Не думаю, что повлиять на интерес к аудитории мигрантов могли поправки к закону, обязующие привязывать каждую sim–карту к документу. На развалах Москвы все равно еще можно купить sim–карту без предъявления паспорта. Другое дело, что сейчас мигрантов не так много, как несколько лет назад. "Билайн" не зря расстался с оператором для приезжих SIM SIM: чтобы хорошо работать с такой аудиторией, нужен выход на общины. Кроме того, мигранты работают здесь вахтовым методом, и в этой аудитории практикуется передача sim–карт от уезжающих к новичкам: получается, база не растет.
Денис Кусков
генеральный директор агентства TelecomDaily
По нашей статистике, доля гостевых тарифов за последние 2 года сократилась. В 2016 году средняя доля продаж гостевых тарифов на Северо–Западе у операторов составляла 2,5%, а в 2018–м — 0,5%. Популярность таких предложений уходит в прошлое, так как на многих тарифах можно подключить опцию, позволяющую совершать звонки по выгодной цене в другие страны. Кроме того, сейчас для звонков активно используются мессенджеры, для которых нужен только доступ в Интернет, — звонить таким способом дешевле.
Марина Савкина
управляющий объединенной компанией "Связной, Евросеть" на Северо–Западе