Из-за снижения доходности стоматологические клиники диверсифицируют бизнес и осваивают смежные сегменты рынка. Так, петербургская стоматологическая сеть "Праймед" вышла на рынок медицинских услуг для детей. Участники рынка считают, что это логичный шаг для развития бизнеса.
Как сообщили в компании, в конце весны был открыт центр Primed Kids во Фрунзенском районе. Его площадь составила 250 м2, инвестиции — около 70 млн рублей. В центре помимо стоматологов работают педиатры, неврологи, лор-врачи, остеопаты, логопеды, психологи, анестезиологи и другие специалисты.
"Запуск специализированной детской клиники продиктован требованиями рынка. Дело в том, что пока в Петербурге мало заведений, которые применяют комплексный подход в лечении детей", — говорит генеральный директор Сергей Лобанов. По его словам, родители пока нечасто задумываются, например, о связи прикуса и осанки, кариеса и болезней желудочно-кишечного тракта, лор-патологий и задержки речевого развития.
"Столкнувшись с подобными проблемами, родители часто ходят от одного специалиста к другому, не получая квалифицированной помощи только потому, что врачи не видят картину в целом. В Primed Kids мы подходим к вопросу комплексно: если наши детские стоматологи диагностируют какое-то заболевание не по своему профилю, они знают, к кому направить пациента в нашей же клинике: к педиатру, неврологу, логопеду, лору и так далее", — поясняет Сергей Лобанов, гендиректор "Праймед". Например, недавно детский стоматолог на снимке КТ диагностировал у ребенка опухоль. Сейчас решается вопрос о подключении к лечению детского онколога, говорит Лобанов.
Маркетинг и комплексный подход
"Это логичный и правильный ход по диверсификации бизнеса для компании, у которой есть уже известный бренд и своя доля на рынке. По большому счету это такой правильный маркетинговый ход для игрока, который хочет выйти в новый, смежный сегмент. Я думаю, что в ближайшее время по такому же пути могут пойти и другие компании", — говорит глава Ассоциации частных клиник Петербурга Александр Солонин.
Подобная практика комплексного решения проблем со здоровьем распространена на Западе, говорит владелец сети "Клиника доброго стоматолога" Эмиль Агаджанян. За границей довольно часто стоматолог может отправить пациента к другому специалисту, если диагностирует заболевание не по своему профилю.
"Подобная схема работы полностью себя оправдывает. Давно существует хорошее правило — нужно лечить не зуб, а человека. Часто перед имплантацией мы должны, например, вовремя диагностировать и пролечить гайморит. Правда, тут важна и добросовестность врачей, чтобы они не отправляли пациента на ненужные ему процедуры и обследования", — добавляет Эмиль Агаджанян.
Ряд российских многопрофильных клиник работают по такому же принципу; в Петербурге это "Меди", "Скандинавия". При этом других специализированных стоматологических клиник, которые выходят на рынок услуг для детей, пока нет.
Снижение рентабельности
Сеть клиник "Праймед" включает четыре стоматологических центра в Петербурге. Собственники — Сергей Лобанов и Дмитрий Усиков. За прошлый год оборот сети составил 350 млн рублей против 300 млн в 2016 году.
Всего рынок стоматологических услуг в Петербурге за прошлый год составил 8-10 млрд рублей, рост — около 3%, в основном за счет инфляции. Из-за роста цен и снижения доходов пациенты все чаще выбирают бюджетные варианты лечения, по максимуму используют различные акции, которые предлагают клиники, отмечает гендиректор сети "Интан" Ирина Сапожникас. Из-за этого у некоторых участников рынка снижается выручка, а новые клиники набирают обороты медленнее и развиваются сложнее. Поэтому неудивительно, что компании стараются диверсифицировать бизнес и начинают работать в смежных сегментах.
Что касается рынка услуг для детей, то его оборот за прошлый год вырос незначительно и превысил 5 млрд рублей. Основные игроки — компании "Ава-Петер", Медицинский центр "XXI век", "Ришар".