Представители петербургского бизнеса предложили главе Архангельской области Игорю Орлову проекты для региона

Автор фото: Валентина Свистунова
Автор фото: Валентина Свистунова

Архангельская область завершает создание единого окна для предпринимателей. Об этом и многом другом губернатор Игорь Орлов рассказал "Деловому Петербургу" во время ставшего уже традиционным визита в редакцию для участия в круглом столе с представителями петербургского бизнеса.

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области:

Такой формат встреч, когда мы можем говорить напрямую, без посредников, позволяет более уверенно планировать реализацию ваших идей в Архангельской области. На прошлой встрече коллеги проявили интерес к ресторанному бизнесу и цифровизации. Мы их поддерживаем и будем так действовать и дальше.
Мы надеемся, что интерес к нашему региону со стороны предпринимателей из Петербурга в вопросе инвестирования, развития новых форм взаимодействия и поддержки бизнеса будет расти.
С администрацией Петербурга мы установили тесные взаимоотношения, понятные обеим сторонам. Речь идет не только о культурном обмене, но и о взаимодействии на площадках Петербургского экономического и Арктического форумов. Каждый раз добавляем друг другу идей. СМИ поставили подписанное на ПМЭФ соглашение по Белкомуру в число трех самых крупных на экономическом форуме: по этому проекту планируется привлечь 278 млрд рублей.
В целом мы поддерживаем традиционные направления: лес, логистику, биоресурсы, электроэнергетику. Но мы открыты для всего нового, мир стремительно меняется. Мы не боимся очертить рамки. Да, у нас есть основные приоритеты: космодром Плесецк, строительство подводных атомных лодок и Арктика. При этом все, что за этими пределами, но может быть полезно для Архангельской области, тоже допустимо.
Инструменты поддержки классические, но мы находимся на стадии завершения создания единого окна входа в регион для предпринимателей. Речь идет о самом широком спектре вопросов: от обучения, выделения земли, взаимодействия с администрациями до поиска партнеров. Эта работа проводится на площадке Корпорации развития Архангельской области. На федеральном уровне говорят о том, что нужно во всех регионах создавать такие окна. Мы чуть–чуть впереди. Мы открыты и готовы донастраиваться, если это представляет взаимный интерес.

Елена Полякова, директор по развитию бизнеса в государственном сегменте и специальным проектам ПАО "МегаФон":

Вы воспринимаете "МегаФон" как оператора сотовой связи. Но мы сейчас оператор цифровой трансформации. Мы занялись цифровыми решениями и платформами. В регионах мы приступили к реализации различных проектов.
Знаю, что в вашей области запланирован ситуационный центр. Что из нереализованных цифровых решений было бы крайне необходимо вашему региону? Из того, что сделало бы эффективнее управление и улучшило жизнь населения.

Игорь Орлов:

Прежде всего в регионе я выполняю функции по развитию здравоохранения, образования, социальной помощи. Стоит задача навести порядок в этих отраслях с использованием самых современных решений. Мы работаем теми инструментами, которые у нас есть. Но мы понимаем, что цифровые решения позволят существенно изменить ситуацию в этих отраслях. Поэтому если бы нам предложили системы оценки и изменения управления этими отраслями, мы были бы готовы в это вкладываться.
Арктический ситуационный центр, который планируется создать в Архангельской области, — это не подвешенная в воздухе морковка, его работа должна опираться на потоки информации во всех отраслях. Для того чтобы принять решения наверху, мы сначала должны внизу собрать информацию. Вот здесь цифровые решения — это инструмент номер один.
Первый ситуационный центр, который появился в первые полгода моего губернаторства, был чем–то вроде простого экрана с картинками на стене, который не помогал принимать оперативные решения. Скорость обработки данных не соответствовала требованиям.

Николай Якимов, генеральный директор ООО "ЛАНИТ- Северо-Запад":

Мы занимаемся всем — начиная с инженерии. В большей степени сейчас занимаемся строительством. Сейчас пошли в сферу инвестиций. Мы занимаемся созданием всех решений, которые связаны с цифровизацией. Это то, о чем все говорят, но пока никто не видел, — с точки зрения решений, которые позволяют изменить будущее человека.
У нас есть опыт внедрения технологии на основе big data. В Москве была реализована информационно–техническая система. Мы готовы поделиться опытом. Это система, которая позволяет на верхнем уровне принимать управленческие решения. Но она позволяет реально видеть ситуацию на каждом конкретном рабочем месте и понять, какие там узкие места. Она охватывает всю медицинскую сферу: запись к врачам, загрузка лекарства, очереди в поликлиниках и все процессы, которые там протекают.
Также мы готовы поделиться своими решениями в области транспорта, ЖКХ, энергетики — все, что касается "умного" производства и управления. Мы видим KPI от этого.

Игорь Орлов:

Для взвешенного принятия решений нам нужны переработанные исходные данные. И как их обработать и представить — это вопрос. Конечно, любой хороший опыт приветствуется. За 6 лет управления регионом я видел разные красиво описанные предложения, которые так и не принесли результата.
Как регион мы предлагаем множество точек входа. Мне интересно, чтобы в ЖКХ и транспортной системе был порядок. Но где это представить?
Участники этого процесса — не только правительство области, их гораздо больше. И каждому нужно профессионально объяснить, что они могут получить от взаимодействия с вами. Это можно сделать на различных площадках. Например, у нас проходят форум ЖКХ, транспортный форум, медицинский, Маргаритинская ярмарка.

Илья Иванов, управляющий партнер ООО "Медицинская инвестиционная группа":

Мы — инвесторы в проекты ГЧП в здравоохранении. По запросу субъекта мы создаем соответствующие объекты, где это необходимо в регионе. Мы — медицинский оператор, команда управляющих врачей. В течение последнего месяца мы с вашим коллегой прорабатывали вопрос актуальности этого для региона, и встал вопрос фельдшерско–акушерских пунктов (ФАП). Договорились о том, что выходим на частную концессионную инициативу. Кроме ФАП мы можем реализовать любой требуемый проект в общественном здравоохранении. Мы не оказываем никаких платных услуг на операционной фазе. Мы работаем только за счет средств ОМС. Для людей это бесплатно.

Игорь Орлов:

Я очень внимательно отношусь к системе здравоохранения. Плюс есть указ президента, который определяет приоритеты страны на ближайшие 6 лет. Блоку здравоохранения в документе уделено особое внимание. Мы наработали практику, в которой есть и негативные моменты. Идя по пути разгосударствления системы здравоохранения, продолжаем встречать серьезные советские атавизмы.
Приход инвесторов в медицину очень востребован. Мы упустили две составляющие: первичную помощь и реабилитацию. ФАП особенно важны для удаленных территорий. Причем сегодня идет речь о ФАП в современном прочтении, то есть о таком, в котором есть все: склад медикаментов, перевязочная и так далее. Но не хватает специалистов — даже при наличии для них жилья. Для фельдшера не хватает современного инструментария.
Нужна телемедицина, нужны соответствующие системы консультации, другая скорость принятия решений. Мы пока этого предложить не можем.
Мы сейчас работаем над проектами "Бережливая поликлиника". Система ОМС позволяет эффективно вести бизнес. Предложите проект, но не замыкайтесь на узкой специализации. Мы даем медикам деньги, но хотим от вас отдачи.

Михаил Евдокимов, генеральный директор ООО "Сберэнерго Регионы":

Мы входим в группу Сбербанка, занимаемся инициативами компании в энергетике. На сегодняшний день наиболее работающий инструмент реализации инвестиционных проектов — концессии. Мы достаточно глубоко продвинулись по заключениям концессии в сфере теплоснабжения.
У Сбербанка сформирован коробочный кредитный продукт для концессий в сфере теплоснабжения. Он подразумевает предоставление банком долгосрочных (вплоть до 10 лет) и, можно сказать, дешевых кредитов. Концессия в тепле — это аренда с долгосрочными обязательствами. Инвестору передается объект теплоснабжения, он обязан его эксплуатировать и привлекать дополнительные средства для модернизации.

Павел Шуляков, генеральный директор ООО "Сберэнерго Девелопмент":

Мы полтора года занимаемся концессиями в теплоснабжении во многих регионах. К Архангельску мы присматривались год назад. Нам высылали список приоритетных направлений, но тогда они нас не заинтересовали, потому что там были отдельные источники. Как концессионеры мы рассматриваем закрытую систему теплоснабжения.

Игорь Орлов:

Мы много занимаемся концессиями в теплоэнергетике, но столкнулись с одной проблемой: не хватает подготовленных и обученных концессионных операторов. Во–первых, участниками концессии должна быть внятная команда, которая сможет эту работу организовать. Во–вторых, не всегда хватает финансовой поддержки. Давайте в коробочное решение включим обучение людей вопросам теплоэнергетики.

Алексей Ковалев, генеральный директор АО "Корпорация развития Архангельской области":

Мы знакомы с продуктом Сбербанка. Чуть более полугода назад с филиалом Сбербанка в Архангельской области мы начали отрабатывать эту историю. Есть две составляющие.
Действительно, нет специалистов, которые на местах могут реализовать эту концессию. Есть котельные, которые хороши по инвестиционной окупаемости, а есть такие, за которые никто не хочет браться. Мы говорили о том, чтобы их делать вместе. Чтобы за счет выгодных котельных содержать менее выгодные. Мы реализовали 30 концессий, а нужно более 300.

Игорь Орлов:

Вопрос окупаемости — это тоже регулируемый вопрос. Мы готовы учесть все вопросы инвестиционной составляющей в тарифе. Более 3 млрд рублей мы тратим, чтобы закрыть разрыв по тарифу, и 1,5 млрд из них — по теплоснабжению. Поэтому для нас это животрепещущий вопрос. И, когда говорят, что одно возьмем, а другое нет, мне это неинтересно.
Если вы хотите создать рабочий продукт, то конечно же нужно брать все территории. Мне важно довести до конца огромную программу. Аренда — это просто выкачивание денег без перспектив восстановления источника теплоснабжения. Нам нужно привлечь в эту сферу современные технологии. Поэтому мы готовы учитывать все составляющие.

Алексей Кузнецов, генеральный директор ООО "НаучФанПлитПром":

У меня была попытка создать инвестиционный проект в области деревообработки (производство плит ДСП), мысли про пеллетное производство. У нас ничего не получилось. Лес на рынке был золотым, но его покупали. В итоге ушли из области.

Игорь Орлов:

Сейчас существует перепроизводство на рынке ДСП и ОСБ. Но, насколько я знаю, банки не очень поддерживают эту сферу. Другое дело, что в качестве сырья вам нужен не лес, а отходы деревообработки. Сегодня крупные игроки с ними и так работают, и поставляют на экспорт. В Архангельской области производят 500 тыс. т пеллет в год, и 95% из них продается за рубеж. Если вы пытаетесь войти в регион и формировать предложение без учета территориальных особенностей, у вас ничего не получится.
Партнеров нужно искать на месте. Мы помогаем инвесторам оценить, где у нас избыток того или иного ресурса, где есть разрыв на сбыте продукции наших производителей. Общая расчетная лесосека исчисляется 2,5 млрд м3 леса. В год можно рубить 24 млн м3. В реальности вырубается в 2 раза меньше. Из них 7–8 млн м3 добывают крупные инвесторы, остальное приходится на долю малого и среднего бизнеса. Причем последние добывают либо для собственного потребления, либо для поставки крупным предприятиям, потому что они все равно дефицитны по ресурсной базе. Это все настраивается на месте.
Мы признаем, что в свое время нам не хватало правильного инструментария. Инвестору необходимо самому оценить ситуацию, но находить партнеров лучше через наши институты развития.
В любом регионе свои правила поведения, особенно касаемо ресурсов. Для нас лес — это суперопределяющий ресурс. Лесную сферу мы глубоко перестраиваем. В 2012 году в лесной сфере региона были большие проблемы, предприятия находились в банкротном состоянии.
С 2013 по 2015 год произошла революция в распределении ресурсов. Если мы видим социально ответственного предпринимателя, мы ему выделяем лесосеку. Мы также поддерживаем крупных инвесторов с ориентацией на вовлеченность малого и среднего бизнеса — это наша политика.