Секреты трехмерного бизнеса: реальный объем рынка 3D-принтеров может оказаться выше номинального

Автор фото: Коньков Сергей

Объем рынка 3D–принтеров в России в 2017 году составил 2 млрд рублей. Эксперты уверены: реальные цифры гораздо больше, ведь значительная часть контрактов — секретные.

На российский рынок 3D–принтеры массово вышли примерно 4 года назад. Сейчас большая доля (70–80%) приходится на настольные устройства: простые и, как правило, недорогие, они рассчитаны на домашнее использование. Такие принтеры также закупаются и в образовательные учреждения. С помощью них школьников и студентов учат новым технологиям. Оставшуюся долю рынка — 30% — занимают профессиональные машины для создания сложных объектов, макетов или мастер–моделей — прототипов для дальнейшего крупносерийного производства. Такие принтеры стоят гораздо дороже "настольных", и в денежном выражении их сегмент куда более весом. По словам Дмитрия Синьгаева, специалиста по аддитивным технологиям компании "Диполь" (дистрибьютор 3D–принтеров), минимальная стоимость заказа промышленного принтера составляет 1 млн рублей: максимальная исчисляется в сотнях миллионов.
Применение аддитивных технологий возможно в любой сфере промышленности, однако чаще всего в России за 3D–печатью обращаются ювелирные предприятия, стоматологические клиники и медучреждения, а также предприятия ВПК. Так, в мае АО "Обуховский завод" заявило о разработке собственного 3D–принтера для изготовления орудий. Как отмечают и поставщики, и заказчики 3D–принтеров, трехмерная печать удешевляет и ускоряет производство в 3–5 и более раз.
Направление 3D в России быстрорастущее, в промышленности аддитивные технологии применяются недавно, поэтому и полноценной аналитики по российскому рынку практически не существует, рассказывает Дмитрий Синьгаев. На долю российского рынка 3D–продукции приходится не более 1,5% от общемирового объема. Но конкретные цифры привести практически невозможно, поскольку нельзя отследить все закупки 3D–принтеров в России.Происходит это потому, что, во–первых, настольные устройства очень просты в изготовлении. Их можно собрать из отдельных компонентов по принципу конструктора, рассказывает Сергей Пушкин, руководитель крупнейшего портала о 3D–технологиях 3DToday. Поэтому часть принтеров изготавливается буквально "на дому", а другая часть закупается через интернет–площадки вроде Aliexpress. А во–вторых, невозможность точных подсчетов рынка 3D–устройств объясняется закрытостью информации — большая доля покупателей (среди которых предприятия ВПК и авиапрома) не разглашает цифры, скрывая их под грифом секретности.

Законом не предусмотрено

Применение аддитивных технологий в отечественной промышленности могло бы увеличиться в разы, если бы не отсутствие законодательной базы для продажи 3D–товаров. Иными словами, сертификация на "напечатанные" изделия в стране пока не разработана.
"На данный момент работа по техрегламентам для аддитивных технологий, можно сказать, только начинается", — комментирует ситуацию Сергей Пушкин. С этой целью в 2015 году по приказу Росстандарта был сформирован технический комитет № 182 "Аддитивные технологии", однако никаких результатов его работа пока не дала. А это значит, что на сегодняшний день многие предприятия не могут использовать изготовленные с помощью трехмерной печати изделия. Тем не менее в некоторых медицинских клиниках 3D–технологии регулярно применяются для "печати" имплантов. По факту деятельность никак не регламентируется законом, а некоторые эксперты и вовсе называют ее незаконной. Но аддитивные технологии позволяют быстро, в течение нескольких часов, изготовить имплант для срочной операции. Поэтому введение сертификации могло бы сильно помочь отечественной хирургии и снизить смертность. Эксперты полагают, что процесс займет еще 3–7 лет.

Перспективы

После введения национальных стандартов на 3D–продукцию скачок в спросе на промышленные принтеры составит сотни процентов, считают в компании "Диполь". С технической же точки зрения никакой революции в аддитивных технологиях сейчас не происходит. Развитие отрасли перешло в режим постепенного удешевления техники и расходных материалов для 3D–принтеров. Кроме того, осваиваются новые направления трехмерной печати: керамика, бетон и даже печать одежды.
Покупатель не всегда полностью представляет весь спектр возможностей 3D–печати. В общественном понимании укоренился образ 3D– принтера как небольшого домашнего устройства для изготовления простых фигурок или сувениров. На самом деле сфера применения аддитивных технологий гораздо шире, и 3D–печать применима не только для развлечения, но и для выполнения серьезных промышленных задач. Отчасти из–за этого искаженного представления нам поначалу приходилось самим обращаться к потенциальным клиентам и убеждать их в том, что им нужны эти технологии, что это значительно сэкономит их время и средства.
Андрей Шорохов
генеральный директор ООО "Протокон"
Важно понимать, что при всей своей популярности и высокотехнологичности у аддитивных технологий тоже есть свои ограничения. 3D–печать эффективна для создания мастер–модели, которую можно без лишних издержек довести до идеальных параметров, чтобы по ней дальше производить продукт на обычных станках. Также 3D–технологии отлично подходят для мелкосерийного производства сложных деталей. Например, сейчас за считаные часы можно выполнить внутреннюю резьбу, которая ранее достигалась только очень сложной фрезеровкой либо была вовсе невыполнима. А вот для крупносерийного производства 3D–принтеры не подойдут.
Сергей Варламов
директор Центра прототипирования технопарка Санкт–Петербурга