Любимец публики. Арт-критик Станислав Савицкий о выставке Кузьмы Петрова-Водкина в Русском музее

Автор фото: rusmuseum.ru

К 140–летию Кузьмы Петрова–Водкина. Русский музей, корпус Бенуа.

Кузьма Петров–Водкин — любимец публики и баловень судьбы. Удача сопутствовала ему с первых шагов в искусстве. Сын сапожника из Хвалынска, что под Саратовом, он был замечен архитектором императорского двора Робертом–Фридрихом Мельцером, приехавшим строить дачу для местной купчихи. Мельцер пригласил начинающего художника в Петербург и помог начать карьеру.
Петров–Водкин учился в Москве у Левитана, Коровина и Серова, постепенно войдя в круг символистов и мирискусников. Отметился в Мюнхене у Ашбе и в Париже у Коларосси, как многие живописцы его времени. Его дебют был удачен, а написанные вскоре "Купание красного коня" и "Играющие мальчики" сделали Петрова–Водкина знаменитым. Он рано начал преподавать, и в школе Званцевой, и в реформировавшейся после революции Академии художеств ученики его обожали. В советское время он стал одним из лидеров нового искусства, легко встроившись в новую жизнь, что удавалось далеко не всем его коллегам. Петров–Водкин и сегодня популярен среди неискушенных любителей искусства и любим в художественной среде. Просто удивительно, до чего положительный герой.
Если посмотреть на послужной список Петрова–Водкина, поражает, сколь разными вещами он занимался. Он охотно брался за оформление частных особняков. Его числят среди классиков "церковного модерна". Многим дорога его майолика "Богоматерь с младенцем" на Ортопедическом институте возле Петропавловки. Он известен как график и книжный иллюстратор. В живописи он прошел путь от реализма передвижников до певца советской жизни. Оформил много спектаклей, был одним из учредителей Вольного философского общества, теоретиком искусства и незаурядным писателем. Его жутковатые автобиографические рассказы о жизни глубинки вызвали ревность Горького — так написать про провинцию умели единицы.
Выставка в корпусе Бенуа впервые рассказывает о всех ипостасях Петрова–Водкина. Помимо вещей, достойных восхищения, на ней есть и жуткие картины 1930–х — новые хозяева жизни во всей красе. Недаром о них вспомнили. Ведь это выставка про художника, жаждущего во что бы то ни стало отвечать на любые вызовы современности, но не бенефис идеального персонажа с безупречной репутацией.