Голос постправды. Рецензия на фильм "Красный воробей"

Автор фото: kinopoisk.ru
Солистка балета Большого театра Вероника Егорова (Дженнифер Лоуренс) в результате травмы оказывается без работы. Ее дядя, один из руководителей разведки, предлагает работать на него. Он устраивает ее в спецшколу, "открытую еще при Хрущеве", где готовят секретных агентов, так называемых воробьев. Их учат обольщать и провоцировать, не брезгуя никакими методами.
Патриотическая пресса пишет о русофобии, высмеивая фильм за то, что он "эксплуатирует устаревшие советские штампы". Критики при этом не замечают простого противоречия. Героиня Шарлотты Рэмплинг, которая играет руководителя спецшколы, произносит монолог: "Холодная война не закончилась. Запад ослабел, погряз в скандалах… Теперь мы можем выиграть эту битву…" Актриса цитирует то, что мы слышим по телевизору в вечерних шоу каждый день, не говоря уже о повсеместном прославлении советского периода. Так кто тут использует советские штампы?.. Американский фильм всего лишь выступает в роли зеркала; зеркало можно разбить, или высмеять, или обвинить в русофобии — но реальность от этого мало изменится.
Кино основано на одноименном романе бывшего оперативника ЦРУ Джейсона Мэттьюса, вышедшем в 2013 году. Может быть, он не очень точен в описании российской психологии (вряд ли родственница крупного чиновника может испытывать проблемы с трудоустройством), но, думаю, по поводу нравов в разведке ему можно доверять. Нам, воспитанным на "Семнадцати мгновениях весны" — романтической фантазии о разведчике, до сих пор трудно принять, что агент работает в том числе и телом; и в этом смысле в "Воробье" правды о профессии разведчика больше, чем во всем отечественном шпионском кино вместе взятом.
Однако на эту возвращенную советскую реальность накладывается в фильме другая. Теперь в шпионских фильмах главным все чаще являются не погони или кража документов, а психологическое состояние самого разведчика.
Идеологического противостояния в мире больше нет, и непонятно, ради чего теперь жертвовать собой. Есть целый ряд фильмов о разведчиках, которые "задумались"; шпиону в кино все чаще приходится искать правду самому, руководствуясь какими–то личными соображениями о благе и истине, поскольку ни одна из официальных версий его больше не устраивает.
Именно это и выясняет сегодня любой шпионский фильм: за какие ценности стоит бороться, остались ли вообще такие ценности? И в этом смысле "Воробей" вовсе не про Россию или Америку, а о полном разочаровании в смысле самой профессии. Оба главных героя, российский и американский агенты (в роли американского — Джоэл Эдгертон), в итоге оказываются заложниками и жертвами политических игр. Шпионы, которые не верят никому, способны по–настоящему довериться лишь своим противникам — таким же, как они, несчастным и одиноким шпионам.
Это новый тип шпионской драмы. Оба агента пытаются быть искренними друг с другом, одновременно помня, что искренность — их главное оружие. И самая большая смелость в этом мире — кому–то вообще поверить по–настоящему. То есть, если вдуматься, это фильм о кризисе доверия. Это попытка показать одиночество современного человека перед лицом нового мира, где в конечном итоге все зависит от твоего собственного — морального — решения. Это кино не о шпионах, а о мире постправды, и профессия тут, по сути, не важна. Как пел Высоцкий, это "про нас про всех, какие, к черту, волки".