16:2505 июня 201816:25
402просмотров
16:2505 июня 2018
Ирина Иванова, депутат Законодательного собрания Петербурга:
Относительно текста нового федерального закона о торговле, который сейчас согласовывают с региональными властями ("ДП" ранее писал об этом в материале "Павильон терзаний"), хотелось бы сказать следующее. "Звоночки" о монополизации государством различных сфер экономики мы наблюдаем последние 10 лет. Не обошли эти веяния и мелкорозничную торговлю: изменения предельных параметров торговых объектов, массовый снос торговых зон, запрет на субаренду и как финальный аккорд — появление на освобожденных от частников местах государственных ларьков. Опыт Москвы в этой сфере теперь, вероятно, будет внедряться по всей стране. Этот неутешительный вывод напрашивается при анализе проекта изменений в закон о торговле, разработанного, по слухам, именно в московском правительстве.
Законопроект фактически разделяет нестационарные торговые объекты (НТО) на два типа с абсолютно противоположными условиями ведения бизнеса: подконтрольные государству и частные. Первые будут иметь право сдавать места в аренду, а вот последние заключат договор на торгах без такого права. И это невзирая на недавнее решение Верховного суда, признающее такую норму незаконной. На мой взгляд, во–первых, указанные нововведения противоречат антимонопольному законодательству, так как устанавливают преференции государству и ущемляют права частного бизнеса. Во–вторых, противоречат Конституции, так как любое имущество может быть использовано собственником в предпринимательских целях, а деятельность, направленная на монополизацию бизнеса и недобросовестную конкуренцию, недопустима. Предложенный проект изобилует и множеством других новелл, далеко не однозначных и пока непонятных в применении. Например, появилось понятие "общедоступное место размещения НТО" и случаи его появления: несостоявшиеся торги. Получается, что любой предприниматель может разместить в таком месте киоск и затем заключить договор размещения. Как будет действовать норма и чем она практически обернется, можно только догадываться. Фактически так сейчас поступают незаконные торговцы: занимают свободное место и торгуют. Правда, для заключения договора нужно установить их личность.
А установить в таких случаях личность или субъект права, как мы видим на примере нашего города, удается крайне редко. Механизмы срыва торгов тоже известны и давно отработаны. Также непонятно, по какому принципу предприниматели будут занимать эти места: кто первый добежит, подаст документы, разместит объект и т. д. Хорошо бы получить ответы от разработчика проекта, а также определить круг лиц, заинтересованных в законе.