Помните ли вы "Марусю" Николая Фоменко? Однажды у меня клиент не купил Bentley или Maserati из–за того, что внес предоплату за Marussia.
Надежд было очень много. Говорили о русском самобытном пути строительства спорткаров. Хотели сделать идеальный автомобиль. Притом что идеальный спорткар в классе luxury никому особо и не нужен. Когда–то Британия предлагала миру не менее сотни суперкаров в производствах, больше похожих на гаражи. Все это смахивало на хобби, а не на бизнес. Сложно понять клиентов, которые покупали автомобили Bristol или Wholsley. Непросто понять и тех, кто покупал Aston Martin. Я однажды пытался купить себе такую машину. И помню, как механики были в ужасе от моей идеи: я куплю, а им потом это обслуживать.
С тех пор много воды утекло. Для меня показательным стал вот какой факт: только недавно, впервые за все 104 года своей истории, Aston Martin наконец–то получил прибыль. Мне кажется, это не в последнюю очередь стало результатом того, что британцы решили не изобретать велосипед, а позаимствовать мотор, электронику, некоторые узлы и агрегаты у Mercedes.
Кроме того, они явно навели порядок в модельном ряду. Раньше я вообще не мог понять, чем отличаются модели в линейке Aston Martin, какому клиенту должна соответствовать какая модель. Кажется, сами англичане тоже не очень хорошо это понимали. Но сейчас однозначно все встало на свои места.
Выглядит новый Aston Martin Vantage весьма необычно. Но я понял, что мне нужно смотреть на него со стороны кормы. Спереди я не могу назвать его красивым и технологичным. Хотя он, безусловно, именно такой. Смотреть на машину лучше сбоку или сзади, и тогда она фантастически красива. Сбоку я вижу, что передний бампер необычный, что дефлектор обрамлен острыми как лезвия гранями, которые переходят в сплиттер–юбку, который шутники уже назвали индикатором касания поребрика. Сбоку точно такой же сплиттер продолжается от одного крыла до другого вдоль порога, дивной красоты, тоже острый как лезвие. Заднее стекло в кормовой двери не расширяется книзу, а, наоборот, сужается, формируя горб на крышке багажника. Два фонаря соединены между собой полоской стоп–сигнала, огибая именно этот горб и создавая платформу, на которой стоит эмблема Aston Martin и яркая большая надпись, чтобы никто не ошибся. Задний бампер, в отличие от переднего, многогранен, в нем есть и сетки, и выхлопные трубы, и место для регистрационного знака и для камеры, диффузор, который создает прижимную силу в 70 кг.
В салоне Aston Martin оказался даже роскошнее, чем я думал. Кожа, дорогие толстые ворсистые ковры, стильный дизайн, знакомые элементы. Сиденье необычайно красиво. И я не сразу нашел, где оно регулируется. Оказалось, на центральном тоннеле. Необычное решение, но вполне удобное. Оно позволяет разгрузить боковину двери и не делать настройку кресла вслепую, когда пульт установлен на самом сиденье. Боковой поддержки мне хватило, поясничный подпор тоже вполне хорош. Алгоритм немного запутанный, но небезнадежный. В руки мне лег руль, который имеет электрическую регулировку, — для спорткара неожиданно. Отделка руля прекрасна, пожалуй, только кнопки странноватые, простые. Огромные подрулевые переключатели передач от автоматической коробки ZF хорошо ложились в руку. Еще мне понравились приборы: они не самые читабельные, но красивые, и мне было интересно в них разбираться, что нечасто случается.
Справа от водителя сверху довольно крупный дисплей, под ним два стильных дефлектора, затем блок климата с хаотичным набором кнопок. Ниже горка кнопок для управления автоматом, здесь нет рычага, только кнопки как у классического спорткара. В отличие от многих спорткаров, есть понятные кнопки: драйв, паркинг, реверс. Нынче это большая редкость. Чуть дальше по центральному тоннелю расположен мерседесовский контроллер мультимедиа. Это Command предыдущего поколения, пользоваться им легко и понятно, особенно если у вас был Mercedes. Есть еще местечко для вещей, подлокотник. Остаются только полка сзади, небольшая сеточка для мелочей. Позади кресел сразу перегородка — и за ней багажник. Вот и всё.
Aston Martin — один из самых продвинутых и смелых брендов. Помните ли вы их попытку сделать городской автомобиль на базе Toyota iQ, который назвали Aston Martin Sygnet? Это было гениально и ровно то, что мне нужно. Я хочу автомобиль с брендом Aston Martin, с внешностью Aston Martin, но мне совсем не нужно 510 лошадиных сил, потому что наличие этих самых лошадиных сил провоцирует меня все время нажимать на педаль газа. А я ведь могу наслаждаться дорогой, этим городом и автомобилем и без такой звериной мощности. Вынужден сказать, что в Aston Martin такое количество харизмы и тестостерона, что он буквально провоцирует надавить на педаль.
Пора рассказывать про то, как он едет, но я еще вас помучаю. Я смотрю на ключ, он выглядит стильно, но весьма просто. Я надеялся, что он будет более весомым, с другой стороны, когда кладешь ключ Bentley в карман, реально начинаешь бояться, что сейчас свалятся штаны, и туже застегиваешь ремень. Да, ключ можно вообще не доставать, достаточно подойти с ним к автомобилю и увидеть, что ручек–то нет, они утоплены, и это традиция Aston Martin уже много лет. Нажимаешь на одну часть ручки — вылезает вторая. Остается только потянуть за ручку на себя, после этого дверь открывается и идет немножко наверх, чтобы не задеть поребрик, ведь машина довольно низко сидит. На этом автомобиле точно не попрыгаешь по поребрикам: дорожный просвет невелик, и вся конструкция кузова и оперения такова, что этой машине нужен ровный асфальт. И вот я завожу мотор, он урчит голодным рыком. Но я могу сделать его еще более хищническим на звук. Для этого достаточно нажать кнопку выбора режимов настроек на руле. Можно долго ковыряться контроллером внутри настроек на дисплее, но кнопка на руле позволяет перебирать три основных режима: "Спорт", "Спорт+" и "Трек". Обратите внимание, здесь нет гражданского режима "Комфорт", потому что "Комфорт" этот автомобиль и не должен предлагать ни за какие деньги. Но дискомфорта я тоже не испытал.
Дикость этой машины реально можно увидеть только где–нибудь на горных серпантинах или когда переберешь скорости на ЗСД. Именно туда я и направился. Пока ехал по городу, я успел понять, что если оставаться в режиме "Спорт", то ничего страшного водителю не угрожает. Разгон до сотни за 3,6 секунды, но выглядит не пугающе. А вот когда ты летишь по дуге 200 км/ч и поворот становится достаточно резким, а режим настроек в "Спорт+", то передние колеса еще держатся за асфальт, а зад начинает съезжать, и нужно быстро корректировать рулем занос — иначе я не знаю, что будет. Прелесть зрелости в том, что мне уже не хочется проверять, где находится предел у этой машины и у меня. Во–первых, это точно нужно делать не на дорогах общего пользования, а на специальном гоночном треке, а во–вторых, просто не хочется. Для меня весь смысл переключений с режима "Спорт" в "Спорт+" заключается не в том, чтобы ослабить ошейник электронных систем стабилизации и контроля тяги, не ускорить реакцию двигателя на нажатие педали акселератора, а в том, чтобы добавить сочности звуку выхлопа. В этом смысле для меня понятны итальянские спорткары, которым знакомо "не быть, но казаться". Когда ты нажимаешь кнопку и автомобиль просто начинает чуть по–другому звучать, более раскатисто, более утробно, более хищно. А ехать в режиме "Трек" просто страшно, потому что при резком нажатии на педаль газа автомобиль начинает сносить. У машины явно необузданный нрав, и 510 лошадиных сил здесь проявляются в полный рост. Притом что британцам запретили форсировать мотор сильнее, чем это сделано на доноре — на Mercedes AMG GT. Именно поэтому британцы вынуждены были играть с настройками, с весом самого автомобиля. Высокая инженерная мысль проявляется здесь в гениальной инженерии, над которой довлеет маркетинг глобальных корпораций.
Достаточно ли для покупки того факта, что автомобиль красив, быстр, обладает неукротимым нравом и брендом, относящимся к категории luxury? Притом что цена автомобилей 15 млн. Я думаю, да, ведь конкуренты на четверть дороже. А дают примерно те же ощущения. Для меня Aston Martin — это еще и автомобиль Джеймса Бонда. Я не знаю, что выбирал и что видел Джеймс Бонд в этих автомобилях, но почему–то ему доверяю. Я готов поверить в то, что этот автомобиль находится в служении по отношению к своему водителю, что он его спасет, вывезет, вытащит, готов разделить его судьбу и положить себя на алтарь служения высоким целям.